К 195-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского

12 апреля 2018 года исполняется 195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886), классика русской драматургии, автора знаменитых пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Лес», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы» и других. За 40 лет литературного труда драматург написал около 50 пьес, ставших репертуарной основой национального русского театра. В его пьесах запечатлен колорит русской жизни, это настоящая энциклопедия российских нравов и характеров.

Отец Александра Островского, Николай Фёдорович, не был коренным москвичом. Сын костромского священника, выпускник провинциальной Костромской семинарии, он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата, но выбрал поприще светской службы. Он женился на Любови Ивановне Саввиной, дочери московской просвирни, вдовы пономаря, девушке большой душевной и внешней красоты.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц. Вот главная из них, Большая Ордынка, одна из самых старых. Название своё получила потому, что несколько веков назад по ней проходили татары за данью к великим московским князьям. Примыкающие к ней Большой Толмачевский и Малый Толмачевский переулки напоминали о том, что в те давние годы здесь жили «толмачи» – переводчики с восточных языков на русский и обратно. А на месте Спас-Болвановского переулка русские князья встречали ордынцев, которые всегда несли с собой на носилках изображение татарского идола – «болвана». Сюда, на Красную площадь, приводила мальчика няня, Авдотья Ивановна Кутузова, женщина, щедро одарённая от природы. Она чувствовала красоту русского языка, знала многоголосый говор московских базаров, на которые съезжалась едва ли не вся Россия. Няня искусно вплетала в разговор притчи, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки и очень любила рассказывать чудесные народные сказки.

Александр Островский окончил Первую московскую гимназию и в 1840 году, по желанию отца, поступил на юридический факультет Московского университета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликт с одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «по домашним обстоятельствам». Ещё с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи Белинского о литературе и театре.

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судья глубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами, купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. Перед будущим драматургом раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации.

В конце 1840-х годов Островский пробует свои силы на драматургическом поприще и публикует в «Московском городском листке» за 1847 год сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картину семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Литературную известность Островскому приносит комедия «Банкрот», над которой он работает в 1846–1849 годах и публикует в 1850 году в журнале «Москвитянин» под изменённым заглавием – «Свои люди – сочтёмся!».

В начале 1850-х годов в творчестве Островского происходят существенные перемены. Взгляд на купеческую жизнь в первой комедии кажется драматургу «молодым и слишком жёстким». В пьесах первой половины 50-х годов «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» Островский изображает преимущественно светлые, поэтические стороны русской жизни.

К художественному синтезу тёмных и светлых начал купеческой жизни Островский пришёл в русской трагедии «Гроза» – вершине его зрелого творчества. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856–1857 годах. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциальной, поволжской России.

В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила – рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых». Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи Островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однако сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозорливости национального драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт.

Работу над «Грозой» Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис Сергея Васильевича Васильева с Любовью Павловной Никулиной-Косицкой в роли Катерины.

В 1873 году Островский создаёт одно из самых задушевных и поэтических произведений – «весеннюю сказку» «Снегурочка». Сказочное царство берендеев в ней – это мир без насилия, обмана и угнетения. В нем торжествуют добро, правда и красота, а потому искусство слилось и растворилось тут в повседневности, стало источником жизни. В этой сказке – утопия Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром. Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке, положившему в своё основание эгоизм и расчёт. В «Снегурочке» именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Любовь Снегурочки – причина её гибели. Но смерть Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.

Мир патриархальных купцов, с которым Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме «Бесприданница» (1879), по праву оспаривающей первенство у «Грозы». В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы Огудаловой прославилась Вера Фёдоровна Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в чеховской «Чайке». Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра – театра А. П. Чехова.

Кроме сочинения, Островский занимался переводами. Он перевёл двадцать две пьесы, среди них «Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, интермедии Сервантеса. Умер Островский за письменным столом в любимом костромском имении Щелыкове, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».

Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетённой интриги. Её сюжеты просты и естественны, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни».

Многие произведения А. Н. Островского экранизированы. По ним сняты известные и любимые многими художественные фильмы: «Женитьба Бальзаминова»; «Жестокий романс; «Весенняя сказка» и многие другие.

Источники:

http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/kritika/lebedev-posobie/ostrovskij.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Экранизации произведений Александра Островского

Русские писатели : биобиблиогр. словарь. Ч. 2. М–Я.– М., 1990.