К 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого

25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980), русского поэта, артиста, певца, лауреата Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории русской культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа. Ему повезло: большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актёра. Он кумир ушедшего века, чьё искусство живо и актуально.

Родился Владимир Высоцкий в Татьянин день – 25 января 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семёновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, участвовал во Второй мировой войне, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира. Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, её перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

Несколько военных лет Владимир с мамой провёл в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошёл в Москве, в год Победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под её пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошёл в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии он увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Театром Высоцкий увлёкся в школьные годы. Он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя, и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией Владимир Высоцкий со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришёл служить в московский Театр имени Пушкина, потом недолго работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошёл в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда Высоцкий пришёл к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал ещё в школьные годы. Поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда Высоцкий подписывал свои тексты псевдонимом Сергей Кулешов.

Но серьёзные исследователи творчества Высоцкого, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала его первой песней. За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, выживших после долгого дрейфа в Тихом океане на потерявшей управление самоходной барже. Правда, известно также, что к этой «героической» песне Высоцкий потом относился весьма критически и называл её «пособием для начинающих и законченных халтурщиков».

За свою жизнь Владимир Высоцкий написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов: «Скалолазка», «Сыновья уходят в бой», «Кони привередливые», «Расстрел горного эха», «Очи чёрные» и другие. Сам он снимался во многих фильмах: «Короткие встречи», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Баллада о верном рыцаре Айвенго» и других. Но, хотя Владимир Высоцкий был выдающимся актёром, самой яркой гранью его творчества остались всё же его песни. Высоцкий всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаз от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервных ударов ноги, когда Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным артистом и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста; даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семёновича. Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Кроме песен, Высоцкий писал также прозу: повесть «Жизнь без сна. (Дельфины и психи)», неоконченный «Роман о девочке», киносценарии.

В своем любимом Театре на Таганке Владимир Высоцкий исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачёв» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала этот фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властей допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича, был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живёт такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлёву.

Ещё на первом курсе Школы-студии МХАТ Высоцкий познакомился с Изольдой Жуковой, которая стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съёмках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, но официальный развод они оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности Марины Влади – французской актрисы с русскими корнями.

Их отношения были не идеальными. Высоцкий не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьёзные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков. Однажды у Высоцкого случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом ещё 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи. Марина Влади говорила, что её попытки избавить мужа от зависимости не давали ожидаемых результатов.

Во время гастролей летом 1979 года Владимир Семёнович пережил клиническую смерть. Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, 25 июля, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщила в маленькой заметке только одна газета – «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого Владимир Высоцкий написал свои последние поэтические строки: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед Ним».

Когда над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого, вокруг здания сразу же собралась толпа, которая не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с участием Высоцкого. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Памятники В. С. Высоцкому в разных странах

На творчестве Владимира Высоцкого выросло не одно поколение. Его тексты берут за душу, а музыка прекрасно передаёт любое настроение от печали до радости. Неудивительно, что после смерти великого человека памятник Высоцкому был установлен на Ваганьковском кладбище в Москве, однако это далеко не единственное изваяние, посвящённое поэту, барду и актёру. Более 20 скульптур и памятных досок установлено в странах бывшего Советского Союза, а также Черногории, Польше, Болгарии и США.

Памятник Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова был открыт во внутреннем дворике театра на Таганке в 1988 году. Владимир Высоцкий стоит, приобняв себя за одну руку, возле меча, который чуть выше его роста. Некоторые называют скульптурную композицию памятником Гамлету Таганки, помня о сыгранной артистом роли.

Ещё один памятник в Москве появился в 1995 году, к 15 годовщине смерти артиста. Скульптор изобразил его с лицом, обращённым в небо, и руками, разведёнными в разные стороны. За спиной Высоцкого висит акустическая гитара. Находится этот памятник на Страстном бульваре, почти всегда у его постамента лежат цветы.

Бюст Высоцкого есть в Барнауле (2004). Совместный памятник Высоцкому и его жене Марине Влади установлен в Екатеринбурге в 2006 году. В селе Беневское в Приморском крае небольшой памятник был возведён по инициативе и на средства пенсионера Иваном Лычко.

В 2013 году скульптура Владимира Семёновича Высоцкого по инициативе бывшего мэра города Игоря Пушкарёва была установлена во Владивостоке. Теперь это городская достопримечательность. Бронзовая скульптура представляет собой поющего Высоцкого, сидящего с гитарой на мраморных ступенях. Монумент располагается на территории сквера рядом с театром Горького – любимого места отдыха горожан. В театральном сквере часто звучат известные песни легендарного артиста.

Памятники Высоцкому есть в Воронеже, Волгодонске, в Краснодарском крае, Калининграде, Ростове-на-Дону, многих других городах и сёлах России. Есть памятники Высоцкому и за рубежом. Самым масштабным памятником можно назвать изваяние в Подгорице (ранее Титоград, Черногория). Владимир Семёнович побывал там дважды: снимаясь в фильме «Единственная дорога» в 1974 году, и годом позже в составе труппы гастролирующей Таганки. Пятиметровая композиция из бронзы появилась на берегу реки Морачи в 2004 году. На открытии присутствовал сын Высоцкого Никита и представители администрации Москвы, которые от имени России подарили монумент столице Черногории.

Источники:

http://vmiremusiki.ru/vladimir-vysockij.html

http://fb.ru/article/277761/pamyatnik-vyisotskomu-v-raznyih-stranah

http://www.vladivostokgid.ru/architecture/monument/pamyatnik-v-visotskomu.html