К 90-летию со дня рождения русского писателя

Юрия Павловича Казакова (1927–1982)

 

    Юрий Казаков в своих рассказах открывал то, что, в сущности, давно уже было открыто, но заслонено, отодвинуто, трудными, суровыми годами, – теплоту и красоту простой трудовой жизни с её малыми, казалось бы, но, по сути, великими радостями. Он находил поэзию в вещах самых непритязательных и будничных, но необходимых человеку, как вода, воздух, хлеб.

Евг. Шкловский


  Имя Юрия Павловича Казакова, талантливейшего русского писателя ХХ века, продолжателя бунинской традиции русской прозы, не у всех на слуху. Кто-то из вас, может быть, впервые откроет для себя этого замечательного писателя, почувствует завораживающую красоту его слова, таинственное очарование его рассказов: «Арктур – гончий пёс», «Тедди», «Манька», «Трали-вали», «Осень в дубовых лесах». Некоторые из них легли в основу кинофильмов. Юрию Казакову посвящён художественный фильм «Послушай, не идёт ли дождь» с Алексеем Петренко в главной роли.

     Юрий Казаков – единственный русский писатель, награждённый в 1970 году итальянской Золотой медалью и премией Данте. Он написал немного, но чуть ли не каждый его рассказ при появлении вызывал огромнейший интерес. О его рассказах спорили, их переводили во многих странах мира. И везде находился благодарный читатель, наделённый эстетическим вкусом и любовью к литературе.

   Юрий Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве в рабочей семье. Был насильно разлучён с отцом Павлом Гавриловичем, арестованным в 1933 году. Мама Казакова Устинья Андреевна работала медсестрой, а в 1942 году она стала инвалидом. Детство и юность будущего писателя прошли в жесточайшей нищете. Но Юрий Казаков рос в самом центре Москвы, на Арбате, воспетом поэтом Булатом Окуджавой, где сам воздух пронизан русской культу­рой. В одном доме с Казаковым жили известный пианист Святослав Рихтер и певица Нина Дорлиак – летом через открытые окна он слушал потрясающие концерты. Совсем рядом с домом Казаковых располагался увековеченный Поленовым московский дворик, а также лучшие букинистические и антикварные магазины. Эта среда предопределила призвания талантливого мальчика – музыкальные и литературные.

   Юрий хотел выучиться игре на виолончели, но заниматься начал слишком поздно, поэтому ему пришлось поступить в класс контрабаса. Музыкантом Казаков был одарённым. В 1949 году он окончил знаменитое Гнесинское музыкальное училище. Играл в джазовых и симфонических оркестрах. В отдельные тихие часы юный Казаков писал рассказы, стихотворения в прозе, пьесы.

   В редакции газеты «Советский спорт», куда он относил свои очерки, талантливого юношу заметил поэт Николай Тарасов и помог ему е первыми публикациями. В 1953 году Казаков поступает в Литературный институт им. А. М. Горького и всерьёз обращается к прозе. В литинституте Казаков сразу проявил незаурядное мастерство прозаика. Рассказ «На полустанке», написанный в классе по заданию как этюд, ошеломил всех. К концу второго курса Казаков уже был знаменитостью, его безоговорочно признали гением.

   В конце 50-х годов Казаков попадает на русский Север, который надолго стал источником его сюжетов. Север действовал на него очень сильно. Архангельск, Белое море, острова оказывали самое благотворное влияние на Юрия Казакова, как будто он всякий раз уезжал к себе на родину, хотя родился и вырос писатель в Москве. Здесь Казаков создал рассказы «Манька», «Некрасивая», «Никишкины тайны», «На острове» и другие. Ю. Казаков много путешествовал: по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки.Результатом этих путешествий стал «Северный дневник» – книга, которую Казаков пополнял очередными главами более десяти лет (1960–1972).

   В «Северном дневнике» и северных рассказах можно увидеть всё мужество души Казакова, которое заключалось не только в том, что он плавал с рыбаками в шторм, участвовал во всех их передрягах, но и в том, что он показывал напряжённый труд людей Севера, драматические судьбы поморов. Много горьких страниц Казаков посвящает своим северным раздумьям, разговорам, приключениям.

   Хотя критика встретила молодого писателя неласково, талант Казакова отметили такие классики советской литературы, как К. Г. Паустовский, В. Б. Шкловский, И. Г. Эренбург, Ю. К. Олеша, В. Ф. Панова, Его стали переводить за границей. За свой сборник рассказов «Манька», вышедший в Архангельске, Казаков в 1958 году был принят в Союз писателей.

   В 1960-е годы Ю. Казаков путешествовал по Псковщине, Закарпатью, Казахстану, побывал, помимо Арктики, в устье Дуная, посетил Болгарию, Германию, Францию.

    За рубежом его ценили и охотно печатали. В 1962 году в Париже ему присудили премию за лучшую книгу, переведённую на французский язык. В 1970 году в Италии Казаков удостоился Дантовской премии за выдающийся вклад в развитие современной литературы.

   Последние годы Юрий Казаков уединённо провёл на своей даче в подмосковном Абрамцеве. Он подолгу болел и 29 ноября 1982 года скончался.

   Сборником «Арктур – гончий пёс» было положено начало работы писателя в детской литературе. Он много писал о детях и для детей и признавался, что «писать для ребят одно удовольствие». Как детский писатель Казаков следовал традициям русской классической литературы. Его детские рассказы имеют общие черты с произведениями для детей, написанными И. С. Тургеневым, А. П. Чеховым, А. И. Куприным, И. А. Буниным, а также писателями-современниками. Рассказ «Арктур – гончий пёс» автор посвятил М. М. Пришвину, книги которого очень любил.

   Ю. П. Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Любил детей и животных. Когда он писал о детях и для детей, то, наверное, сам становился большим-большим ребёнком, радуясь в своих рассказах тому, чему не успел порадоваться в своём трудном военном детстве. Вспоминая о нём, его однокурсница Тамара Жирмунская написала: «Рассказы Юрия Казакова о красоте звёзд и лесов, азарте охоты, братьях наших меньших, тёмных инстинктах, врождённых человеку, и малой толике света, способной победить даже глубокий мрак, нисколько не устарели почти за полвека».

   «Думаю, что задача литературы – изображать именно душевные движения человека, причём главные, а не мелочные, – говорил Юрий Казаков в последнем интервью. – Потому что до сих пор в нашей литературе главная фигура – Лев Толстой. Дворянство, помещики, крепостное право – всё это ушло, а читаешь с прежним наслаждением, как сто лет назад. Не ушли описанные им движения души». Движения души – вот что стало главным полем художественного анализа у Юрия Казакова.

   Юрий Казаков – писатель, к прозе которого хочется возвращаться, рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны. Воспоминания о прочитанных его рассказах волнуют и наводят на мысль, что ты чего-то недопонял, что-то важное ускользнуло из сознания, а ощущение красоты, сохранившееся в сердце, тянет тебя вновь к этим уже прочитанным рассказам.

ПАМЯТИ ЮРИЯ КАЗАКОВА

Сколько нужно домов человеку?

Один. Чтобы в нём родился и дожил до седин.

Хорошо, если розовый куст под окном.

Но бетонный утёс тоже домом зовём.

Ты кочевником не был,

вымогать не умел,

но четыре приюта за полвека имел...

Первый твой родовой многолетний приют —

от метро по Арбату двенадцать минут:

старый дом, перекрытья подгнили давно,

и в колодец двора выходило окно.

Отгороженный шкафом от спящей семьи,

здесь писал ты нежнейшие вещи свои...

Был второй твой приют непрестижен и мал,

но зато ты ответственным съёмщиком стал.

Ты жену сюда ввёл и младенца привёз,

ты любил эту позднюю радость до слёз.

Не теснит кубатура,

не гнетёт потолок —

дар твой вышиб его

и по свету потёк...

Вот о третьем приюте немного скажу —

только раз приходила и шла по ножу,

ты стоял в отдаленье на конце острия.

Где уют, где работа, где сын, где друзья?..

Новоселью (дождался!)

уж как ты был рад —

ты вернулся к себе, в прежний мир, на Арбат.

Вот та школа, куда ты ходил без души:

по подсказке считай,

под диктовку пиши.

Вот училище Гнесиных — музыку фраз,

может быть, подсказал тебе твой контрабас.

Вот Тверской, где когда-то мы вместе с тобой...

Только жженье внутри

и в конечностях боль.

Над тобою, как в детстве, склоняется мать.

— Расчехлю две машинки и буду стучать!.. —

А твой пятый приют...

Твой последний приют...

На Ваганькове листья по осени жгут.

Тамара Жирмунская

Источник: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=16085