К 125-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского

19 июля 2018 года исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского (1893–1930), русского поэта, автора поэм («Облако в штанах», «Хорошо!», «Во весь голос», «Про это» и других), пьес («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня»), эпических, лирических, сатирических стихотворений. Для детей поэт создал стихотворения «Кем быть?», «Конь-огонь», «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эта книжечка моя про моря и про маяк» и другие. Поэзия Маяковского оказала влияние на творчество его современников и – особенно – поэтов 1960-х годов: Бориса Слуцкого, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других.

Владимир Владимирович Маяковский родился в грузинском селе Багдади, где его отец Владимир Константинович, потомственный дворянин, служил лесничим. Семья была дружной, дом – гостеприимным. Бабушка поэта происходила из старинного рода литераторов, была дальней родственницей А. С. Пушкина и  Н. В. Гоголя.

В феврале 1906 года Владимир Константинович умер от заражения крови: случайно уколол булавкой палец. (Владимир-младший с тех пор стал привередливо чистоплотен, носил с собой пузырёк с йодом и карманную мыльницу.) Александра Алексеевна Маяковская с двумя дочерьми и сыном переехала в Москву.

Будущий поэт учился в Кутаисской гимназии, но курса не окончил. Уже там он начал увлекаться революционными идеями. Некоторое время будущий поэт учился в гимназии в Москве, четырнадцатилетним мальчиком примкнул к большевикам, вёл пропагандистскую работу, был арестован с прокламациями, какое-то время отбывал заключение в Бутырской тюрьме. Вскоре Владимира выпустили на свободу под расписку сестры, но он был снова арестован во второй и третий раз.

В Бутырской тюрьме Маяковский провёл одиннадцать месяцев. Здесь он рисовал, начал сочинять стихи. В итоге Маяковский увлёкся идеей создания нового пролетарского искусства, которое, как он считал, нельзя творить в условиях подполья. Из-за этого поэт отошёл от революционной деятельности. В 1908 году он поступил в Строгановское училище живописи и ваяния, так как с детства хорошо рисовал. Там познакомился с Давидом Бурлюком, который стал представлять его своим друзьям как знаменитого поэта.

17 ноября 1912 года Маяковский впервые читал собственные стихи перед публикой – в знаменитом артистическом подвале «Бродячая собака», затем выступил с докладом «О новейшей русской поэзии» и участвовал в диспуте о современном искусстве. Совместно с Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых Маяковский организовал группу «кубофутуристов» (лат. futurum – будущее), которая вскоре опубликовала скандальный альманах «Пощёчина общественному вкусу».

Первые стихотворные сборники Маяковского появились в 1912–1913 годах. Его стихи поддержали Максим Горький, Корней Чуковский. Талант Маяковского оценила Анна Ахматова.

На фронтах Первой мировой войны Маяковский не воевал. Призванный в армию, он служил чертёжником в автомобильной школе. В 1914–1916 годах он написал стихотворения «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир».

Октябрьскую социалистическую революцию поэт принял сразу: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал». Маяковский читает стихи в «Кафе поэтов». Снимается в кино, пишет пьесу о всемирном потопе и мировой революции – «Мистерия-буфф». В стихах Маяковского всё чаще встречается местоимение «мы» или «наше».

В годы Гражданской войны поэт вёл огромную агитационную работу в Российском телеграфном агентстве, создав совершенно новый жанр: «Окна РОСТА». До нас дошло много образцов этих «окон» – плакаты, нарисованные поэтом, короткие, острые стихотворные подписи к ним. Владимир Маяковский принимал живое, непосредственное участие в кипучей жизни молодой советской страны. Активная политическая и поэтическая деятельность вызвала к жизни многообразие жанров: от патриотических поэм до остроумных рекламных стихов, посвящённых советской торговле. Он выступает как поэт, драматург, пишет сценарии для кино и цирка, снимается в кино как актёр («Барышня и хулиган»), выступает на диспутах по искусству, пробует свои силы в теории стихосложения (статья «Как делать стихи»), пишет очерки о своих зарубежных поездках (Маяковский несколько раз выезжал за границу: в Германию, во Францию, в Мексику и США).

Маяковский не мог не думать и о новой поэзии для детей, о воспитательной роли стихов в жизни ребёнка. Уже в 1918 году, выступая на совещании в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения – так называлось тогда министерство образования), он рассказал о задуманном им сборнике «Для детков». Правда, задумав издать такую книжку, поэт отобрал для неё всего два своих стихотворения: сатирическую и вовсе не детскую «Сказку о красной шапочке» и «Тучкины штучки». Самая активная работа Маяковского в детской литературе пришлась на 1925–1929 годы. Но уже в 1923 году в предисловии к сборнику «Вещи этого года» можно найти упоминание Маяковского о желании работать в детской литературе.

В одной из своих зарубежных поездок в ответ на вопрос, какую роль играет сейчас поэт в России, Маяковский ответил: «Важнейшую. Он учитель народа, кристаллизатор его ума и словесности. Каждый из нас также занимается и своего рода педагогической деятельностью. Наша работа развивается в двух направлениях: первое затрагивает рабоче-крестьянскую массу, второе – молодёжь и детей».

И вскоре появилась «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий». Она несомненно агитационна, связана с политической обстановкой того времени, жестоко высмеивает предпринимателей-«буржуев» и, наоборот, превозносит рабочих-пролетариев. Но эта сказка в чём-то не устарела и сегодня: учит быть добрым, смелым, умелым, внимательным к слабым, ценить товарищество. Кроме того, она написана сочным, местами даже резким, и безусловно смешным языком. (Впрочем, даже в те дни комиссия при детском отделе Госиздата беспощадно раскритиковала сказку.)

Политический характер детских стихов – черта новая, небывалая даже по тем временам. Поэтому такие стихи воспринимались большинством педагогов враждебно, изымались из библиотек.

Поэт внимательно следил за жизнью детей в стране, участвовал во всех важных событиях. В 1929 году он выступил на Первом пионерском слёте с новыми стихами. Маяковский часто приходил в редакцию «Пионерской правды», читал груды писем, присланных детьми, и охотно брался за темы, предложенные редакцией. Так родилась «Майская песенка», «Песня-молния», «Возьмем винтовки новые», «Мы вас ждём, товарищ птица». В шутку поэт не раз называл себя «деткором».

Поэт звал детей в будущее. Все его стихи – непрерывный, страстный разговор о будущем. Дети в его произведениях очень деятельны. Они примеряют к себе разные профессии («Кем быть?»), участвуют в создании игрушечного коня, мастерят скворечники («Конь-огонь», «Мы вас ждём, товарищ птица»). Моральные принципы, провозглашённые Маяковским в стихах для малышей, не устаревают и сегодня.

Все явления, о которых говорится в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо», знакомы каждому ребёнку. Поэтому легко усваивается и мораль: хорошо, что сильный защищает слабого, что «мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик», плохо, если малыш труслив, драчлив, неряшлив.

Трудовые люди Маяковскому симпатичнее всего. Недаром он посвятил стихи выбору профессии («Кем быть?»), коллективному труду многих людей, создающих хорошую игрушку («Конь-огонь»). Разделяя коммунистические взгляды, Маяковский считал, что самый лучший труд – бескорыстный, которым занимаются ради общей пользы и творческой радости. Зайдя однажды в издательство, поэт увидел там немецкую детскую книжку, посвящённую выбору профессии. Яркие картинки и стихотворные подписи к ним прославляли стяжательство. Будь это рассказ о купце или художнике, главное – «будут слава и талеры у вас».

Когда поэт увидел эту книжку, он задумчиво произнёс: «Густо, ничего не добавишь! Сделано, как им надо». Вскоре, в ответ на эту «буржуазную» книгу, Маяковский написал своё стихотворение «Кем быть?», преисполненное радостью созидания, счастья строить дома, путешествовать, лечить людей.

Маяковский непрестанно стремился расширить горизонты детской поэзии. Он побывал в нью-йоркском зоопарке и на обложке путеводителя набросал первые строчки стихотворения «Что ни страница, то слон, то львица». Он возвратился из путешествия по океану и написал стихи «Эта книжечка моя про моря и про маяк», а также «Прочти и катай в Париж и Китай».

Стихи В. В. Маяковского для детей переизданы более 85 раз на 47 языках народов «ближнего» зарубежья, а кроме того – на немецком, болгарском, польском, чешском, словацком, турецком языках.

Несомненно, Маяковский был поэтом-педагогом. Он воспитывал своих читателей оптимистами, активными участниками жизни, нравственными людьми. Отечественная детская поэзия в значительной степени обязана урокам Маяковского. Хотя при жизни образцовым советским поэтом он не ссчитался. В конце 20-х годов в печати развернулась шумная критическая кампания против поэта и его отдельных произведений: поэмы «Хорошо!», сатирической пьесы «Баня» и других.

15 апреля 1930 года газеты сообщили: «Вчера… в своём рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский… Самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта…»

А в предсмертном письме он просил: «… И, пожалуйста, не сплетничайте».

Пять лет спустя Сталин назвал его «лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи». Это стало началом возвеличивания Маяковского: книги стали издаваться огромными тиражами, его именем называли улицы и площади, ставили поэту памятники. Так к Маяковскому пришла официальная всесоюзная слава. Но она не закончилась вместе с коммунистическим режимом, потому что поэзия Маяковского – это не только идеология и пропаганда. Маяковский оставил нам образцы превосходной лирики, проникнутой глубоким чувством и мастерски выраженной уникальным поэтическим языком.

Источники:

Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 частях. Ч. 3. – М. : Либерея, 2000.

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен : биобиблиогр. справочник. Ч. II. М–Я. – М. : Школьная библиотека, 2002.