К 150-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Бальмонта

15 июня 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Бальмонта (18671942), русского поэта-символиста, критика, переводчика, автора сборников стихов «Под северным небом», «Сонеты солнца, мёда и луны», «В безбрежности», «Тишина», автобиографической прозы, путевых очерков «Край Озириса», статей по проблемам искусства, переводов из поэзии Омара Хайяма, Шота Руставели, Перси Шелли и других. По его книгам учились писать начинающие поэты рубежа веков. Бальмонт – один из лидеров русского символизма.

Константин Бальмонт родился и вырос в семье помещика. Его отец был земским деятелем. Мать, высококультурная женщина, оказала большое влияние на своего сына. Детские годы поэта описаны им в автобиографическом романе «Под новым серпом» (1923).

Из гимназии города Шуи (1876–1884) Бальмонт был исключён за принадлежность к революционному кружку. В 1886 году он окончил Владимирскую гимназию и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета. Но через год его исключили из университета как организатора студенческих беспорядков и выслали в Шую. В сентябре 1888 года Бальмонт восстановился в университете, но через несколько месяцев сам оставил занятия и окончательно отказался от «казённого» образования.

В 1885 году состоялось его первое выступление в печати: три его стихотворения напечатали в журнале «Живописное обозрение». В 1887–1889 годах Бальмонт переводит немецкого поэта Генриха Гейне, французского поэта Альфреда де Мюссе, австрийского поэта-романтика Николауса Ленау. В 1892 году он путешествует по Скандинавии, переводит Георга Брандеса, Генрика Ибсена, пишет о них интересные статьи. В последующие годы поэт работает над стихами Перси Шелли, издаёт книги переводов из Эдгара По.

Первые сборники стихотворений поэта («Под северным небом», «В безбрежности») носят символико-романтический характер. Лирический герой этого периода отличается непостоянством, изменчивостью настроения: с одной стороны – неприятие мира, томление по смерти, а с другой – возвышение природы, любви. Бальмонт уделяет много внимания звуковой стороне стиха, его музыкальности.

Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луч расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
День догорает. Закат догорает.
Шепотом, ропотом рощи полны.
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны.
Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной луны переменчивый лик.
Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг невозможного. Счастия миг.

                                 («Песня без слов»)

С годами Бальмонт меняется. Он становится радостным, светлым, жизнеутверждающим. Основными словами-символами в поэзии зрелого поэта становятся «свет», «огонь», «солнце», а любимым образом – сильный, гордый и «вечно свободный» альбатрос.

Будем, как солнце, всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и всё золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!

                            («Будем, как солнце!..»)

Следующие сборники «Будем, как солнце» (1903), «Только любовь. Семицветик» (1903) закрепили за Бальмонтом славу одного из лучших поэтов-символистов. В течение последующих лет он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905–1907 годов поэт приветствует циклом политических стихотворений. Опасаясь репрессий, в 1905 году Бальмонт покидает родину. В его творчестве в эти годы намечается спад.

После амнистии для политических эмигрантов в 1913 году Бальмонт возвращается в Россию. Он много ездит по стране с лекциями, пишет литературно-критические статьи, посвящённые русским и западноевропейским поэтам, обращается к проблемам языка и искусства.

Февральскую революцию Бальмонт принял восторженно. Но затем он потерял свою «революционность», требовал продолжения войны с Германией во имя «народной свободы».

Своё отношение к Октябрьской революции Бальмонт выразил в статье «Революционер я или нет» (1918). В ней он представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

В 1920 году поэт навсегда покинул родину. Он жил либо в Париже, либо в маленьких посёлках на берегу Атлантического океана. В это период он написал статьи и очерки, посвящённые русским, славянским и французским поэтам. Бальмонт очень болезненно переживал разлуку с Родиной, внимательно следил за происходящими в стране событиями и старался понять и осмыслить эти изменения.

В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель «старшего» поколения символистов. Но всё творчество поэта нельзя считать чисто символистским. Бальмонт считал, что «Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью». Воспевание любви, величия красоты, умение ощущать «мгновения» жизни, мечта о Красоте и Солнце – всё это позволяет сказать, что Бальмонт был романтиком, большим художником неоромантического направления в искусстве рубежа двух веков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление исключительных героев обычным людям, а поиски идеала в повседневности, «открытие» героя в обыкновенном человеке.

Мир ребёнка являлся источником вдохновения поэта. Бальмонт написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей маленькой дочери. В 1905 году был издан сборник «Фейные сказки». В наши дни для детей выпущен сборник стихотворений и очерков Бальмонта «Солнечная пряжа». Поэзия Бальмонта отличается теплом и оптимизмом.