К 145-летию со дня рождения И. А. Бунина

22 октября 2015 года исполняется 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953), русского писателя, вошедшего в историю литературы в качестве замечательного мастера прозы и талантливого поэта-лирика. И. А. Бунин родился в старинной дворянской семье в Воронеже. Род Буниных гордился не только своей древностью, но и двумя замечательными поэтами: А. П. Буниной и В. А. Жуковским. До 11 лет Иван воспитывался дома, в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию. Много занимался самообразованием, читал мировую и отечественную классическую литературу.

Иван Бунин рано стал печататься (первые стихотворения и рассказы семнадцатилетнего автора были сразу опубликованы в петербургской газете «Родина»); рано оставил родное гнездо, которое вскоре пришлось покинуть и родителям. С тех пор у Бунина никогда не было своего дома.

В 1889 году Бунин переехал в Орёл, где работал корректором в редакции местной газеты. В этот период вышли первые сборники его стихотворений – «Под открытым небом» (1898) и «Листопад» (1901). В 1895 году писатель познакомился с А. П. Чеховым, с которым до этого состоял в переписке, а в 1899 году – с М. Горьким. В 1903 году И. А. Бунин получил Пушкинскую премию Российской Академии наук за сборник стихов «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. В 1909 году он получил вторую Пушкинскую премию и был избран почётным академиком Российской Академии наук. Писатель много путешествовал. Он видел снежные вершины и тропические леса; посещал Германию, Францию, Швейцарию; жил в Италии; побывал в Турции, Греции, Египте, Сирии, на острове Цейлон (Шри-Ланка), в пустыне Сахара.

Бунин не принял Октябрьскую революцию, подвергнув её суровой критике в дневниках 1918–1920 годов (опубликованных впоследствии в Париже под названием «Окаянные дни» – российские читатели увидели эту книгу только в 1990 году). В 1920 году писатель навсегда покинул Россию. В эмигрантский период жизни и творчества он в основном работал над прозой. Он обратился к лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (1930) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с бытием русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Бунина занимает тема роковой любви: «Митина любовь» (1925), «Дело корнета Елагина» (1927), сборник рассказов «Тёмные аллеи» (1943).

Любовная лирика составляет небольшую долю в наследии Бунина («Я к ней вошел в полночный час…», «Портрет», «Одиночество», «Чужая» и др.), но в ней заметны черты, принёсшие позже славу «Тёмным аллеям», где бунинская философия любви получила наиболее глубокое выражение.

В 1933 году И. А. Бунину была присуждена Нобелевская премия.

В годы Второй мировой войны жёсткое неприятие советской власти у Бунина сменилось тревогой и болью за судьбу своей Родины. Тоска по оставленной России не покидала его никогда. В последние годы жизни И. А. Бунин работал над книгой о творчестве А. П. Чехова. В 2004 году была учреждена Бунинская премия для поддержания лучших традиций русской словесности.

У писателя нет произведений, написанных специально для детей, но многие из них вошли в круг детского чтения. У Бунина есть стихотворения, имеющие непосредственную связь с детским восприятием мира, что отражено в самих названиях: «Детство», «В детской», «Из сказки» и др. Есть и рассказы: «Цифры», «Лапти», «В деревне», «Танька», «Петухи», «Сверчок», «Третий класс», «Учитель», «Именины», «Подснежник» и другие, так или иначе связанные с детской темой. В круг детского чтения входят также главы о детстве и отрочестве из автобиографического романа «Жизнь Арсеньева». Произведения И. А. Бунина входят в школьную программу (рассказы «Лапти», «Цифры», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», пейзажная лирика).


Листопад

    (отрывок)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрёт.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.