К 200-летию со дня рождения

Алексея Константиновича Толстого

  5 сентября 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), русского писателя, поэта, драматурга.

   Алексей Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге. Его мать, Анна Перовская, рассталась с мужем через шесть недель после рождения сына: граф Константин Петрович Толстой оказался недалёким и скучным человеком, к тому же сильно пьющим. Мальчика воспитывал дядя, Алексей Алексеевич Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши – чуть ли не первую в истории русской литературы книгу о детстве.

 

   Детство Алёша провёл в имениях матери, затем – у дяди на Северной Украине; получил хорошее домашнее образование. Маленькому Алёше родня прочила блестящую карьеру. Императорская семья искала товарищей по играм наследнику престола – великому князю Александру. Поэт Василий Андреевич Жуковский, воспитатель цесаревича, отрекомендовал императору Николаю I юного Алёшу Толстого. Они с цесаревичем вместе росли, мужали в играх, учились стрелять, ходили на охоту... Десятилетний Алёша Толстой был силён, как медвежонок: он скручивал в трубочку металлические тарелки, разгибал подковы, пальцами загонял в деревянную стену гвозди. Порой, взвалив будущего императора на плечо, бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды Толстого вызвал побороться сам император, и Николай I, мужчина рослый и сильный, с трудом отбивался от юного графа, удивлённо приговаривая: «Ох, и силён да ловок этот мальчишка! Люблю ли тебя – я не знаю…»

   Онажды Алексей Толстой сопровождал цесаревича на маскарад в петербургском Большом (Каменном) театре. Там он познакомился с Софьей Митллер (в девичестве – Бахметевой). Софье Андреевне тогда было двадцать четыре года, но, несмотря на относительную молодость, её жизнь могла бы послужить основой для увлекательнейшего романа. Госпожа Бахметева жила сильными страстями и любила острые впечатления. При этом была необыкновенно умна: знала четырнадцать языков и серьёзно увлекалась историей, а в философском споре могла положить на обе лопатки университетского профессора. Её удали дивились бывалые охотники: сидя в седле, Софья Андреевна носилась за русаками через перелески и овраги, не боясь свернуть себе шею.

  Граф Толстой влюбился в Софью с первого взгляда и посвятил ей свой стихотворный шедевр «Средь шумного бала, случайно…».

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю...
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Судьба распорядилась так, что вскоре после памятного бала Миллер и Толстому вновь довелось встретиться. Именно тогда между ними и произошло объяснение, которое подарило поэту надежду на взаимность. Софья Миллер призналась, что её семейная жизнь не сложилась, и она уже несколько лет пытается получить у мужа развод. В свою очередь, Алексей Толстой заверил избранницу, что готов ждать её всю свою жизнь.

Толстого словно магнитом тянуло к властной, не признающей никаких преград Софье. Мать Алексея Толстого, Анна Алексеевна, не хотела, чтобы сын женился на ком бы то ни было, и уж особенно, на Софье Миллер. Три года Толстой метался между Петербургом, усадьбой Бахметевых и Красным Рогом, где его ждала мать. А когда началась Крымская война, и в Балтийское море вошел англо-французский флот, граф Толстой вместе с приятелями – такими же бесшабашными, как он сам, – задумал снарядить на собственные деньги корсарскую шхуну. Он собирался вести охоту на английских и французских «купцов». Толстой начал подбирать команду и уже заказал в Туле винтовки, но затея пришлась не по душе военным властям. Тогда он решил вступить в армию.

Под Петербургом формировался стрелковый полк императорской фамилии, куда набирали охотников-медвежатников из царских имений. Толстой и его родственники, братья Жемчужниковы, поступили туда на офицерские вакансии. Графу Толстому сразу дали чин майора и назначили ротным командиром. Стрелки щеголяли в меховых шапках, красных шёлковых рубахах и широких шароварах. Они прибыли в Крым после падения Севастополя и были расквартированы под Одессой. А потом началось то, о чём выжившие в битве вспоминали с ужасом: полк начал вымирать от тифа. Через месяц из полутора тысяч стрелков в строю осталась половина: Толстой держался дольше других, стараясь перебороть слабость, ухаживал за больными, но через несколько дней свалился в беспамятстве. Полковые врачи надежды на спасение не видели.

В разгар войны умер Николай I. Новым царём стал Александр – товарищ детских игр Толстого, и о здоровье майора пеклось всё местное военное начальство. Александру II постоянно сообщали, как обстоят дела: больной бредит, пульс нитевидный, он никого не узнаёт… Возможно, его спасли заботы медиков и богатырское здоровье, но Толстой был уверен, что выжил он благодаря Софье... Однажды, на секунду придя в сознание, граф увидел лицо склонившейся над ним любимой – и с этой минуты пошёл на поправку.

После Крымской войны Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, его ждала высокая должность – да и могло ли быть иначе, если граф был завсегдатаем малых дворцовых приёмов, на охотах стоял рядом с царём, а императрица за глаза звала его Алёшей? Но сам он этого совершенно не желал: Толстой мечтал о писательстве и считал, что придворные обязанности отнимают слишком много времени.

Когда умерла его мать, граф Алексей Толстой стал свободен. Он хотел быть рядом с Софьей, мечтал писать и жить на свободе. Развод Софья Андреевна вскоре получила, а вот графу отделаться от царских милостей оказалось сложнее. Они с императором Александром II и в самом деле были друзьями, и когда Толстой пытался заговорить об отставке, о том, что не создан для службы, что его судьба – писательство, царь тоскливо смотрел ему в глаза, хлопал по плечу и говорил: «Послужи, Толстой. Послужи…»

Увлечение искусством и литературой в XIX веке приветствовалось в высших кругах. Однако избрать для себя профессию художника, актёра или же писателя среди знати считалось дурным тоном. Увлечение Алексея Толстого литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение: по роду своей деятельности он был обязан соответствовать титулу. Но сочинениями А. К. Толстого тогда зачитывались все – от императора до лакеев, купцов и грамотных крестьян. Лирические стихи Толстого восхищали знатоков поэзии, сатиры переписывались от руки, заучивались и уходили в народ, о постановке с трудом пробивающихся через цензуру пьес мечтали все театры империи. Поэтому он предпочёл отказаться от дипломатический службы и полностью посвятить себя творчеству. Граф попросил Александра об отставке письменно – и получил бессрочный отпуск с чином статского советника и придворным званием егермейстера (это был прощальный подарок – Толстой мог охотиться во всех царских угодьях).

Спустя семь лет после знакомства Алексей Толстой и Софья Миллер всё же обвенчалась. Теперь у него было всё, о чём он так долго грезил. Их брак длился без малого двадцать лет. Но с середины 1860-х годов здоровье Толстого пошатнулось. Ежегодно он ездил за границу лечиться, но это помогало лишь ненадолго. Богатырская сила таяла, граф жаловался на одышку, на непрекращающиеся сутками головные боли. Не помогали ни выписанные дорогими врачами лекарства, ни поездки в Германию, на воды. Облегчение приносил только присоветованный модным петербургским доктором морфий: писатель делал себе инъекцию, и боль уходила… 28 сентября (10 октября) 1875 года Алексей Константинович скончался в Красном Роге от передозировки морфина.

«Совершенно удивительный был человек!» – так отозвался о Толстом Иван Алексеевич Бунин. «Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал», – писал Иван Сергеевич Тургенев в некрологе. Чувство собственного достоинства, искренность, прямота, органическая неспособность кривить душою, идти на нравственные компромиссы были отличительными свойствами Толстого. Они не раз приводили писателя к размолвкам с родными, знакомыми, властями, но делали привлекательным всё, к чему бы ни прикасалась его рука.

А. К. Толстой – автор проникновенной, музыкальной лирики, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «То было раннею весной»). Кроме этого, А. К. Толстой – один из родоначальников отечественной «страшной литературы». Его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Незаурядный талант А. К. Толстой также проявил в сатире и пародии. Вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми он создал Козьму Пруткова – сатирический    образ тупого и самовлюблённого бюрократа николаевской эпохи. От имени Пруткова братья писали стихи, пьески, исторические анекдоты. Перу А. К. Толстого также принадлежит сатира «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» – пародия на классическую «Историю государства Российского» Николая Михайловича Карамзина.

Но Толстой интересовался прошлым не только как сатирик. Он является автором многих серьёзных произведений на сюжеты отечественной истории – «Курган», «Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов», «Старицкий воевода», «Илья Муромец», «Змей Тугарин». Большой известностью пользуются сочинения А. К. Толстого о времени заката династии Рюриковичей – роман «Князь Серебряный» (1863) и драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Также Алексей Толстой известен как переводчик стихов А. Шенье, Дж. Байрона,  И. Гёте, Г. Гейне.

Лирика А. К. Толстого с её необычной певучестью, музыкальностью вдохновляла многих русских композиторов. Романсы на тексты его стихотворений писали М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и другие композиторы. Особенно много романсов на слова А. К. Толстого создал Н. А. Римский-Корсаков. Среди них – гордость русской музыки: «Не ветер вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье…», «О, если б ты могла…» и цикл романсов «Море». Однако самый известный романс на стихи А. К. Толстого создан П. И. Чайковским – «Средь шумного бала…». Известны и другие романсы П. И. Чайковского на стихи поэта: «Слеза дрожит…», «На нивы желтые», «Кабы знала я…», «То было раннею весной», «Благословляю вас, леса…» (текст из поэмы «Иоанн Дамаскин»).

В память о писателе учреждена литературная премия «Серебряная лира» имени А. К. Толстого, а также создан литературно-мемориальный музей на базе Брянского государственного объединённого краеведческого музея.

Источники:

Россинская, С. В. Совершенно удивительный был человек! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedbank.ru/34_Biblioteka/09_A_Tolstoy.pdf ;

Русские писатели : биобиблиогр. слов. [В 2 ч.]. Ч. 2. М–Я. – М., 1990. ;

Сахарова, Е. М. Эхо русского народа: Поэзия дореволюционной России : рек. библиогр. указатель / Е. М. Сахарова, В. И. Петровская. – М., 1985.