К 100-летию со дня рождения детской писательницы Сусанны Георгиевской

(1916–1974)

 

   23  мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения Сусанны Михайловны Георгиевской (19161974), русской детской писательницы, автора книг: «Повесть о Галиной маме», «Бабушкино море», «Малолеток Иванов», «Серебряное слово», «Тарасик», «Молодые», «Родился человек», «Матрос Капитолина», «Светлые города», «Монолог», «Лгунья», «Любовь и кибернетика», «Пока», «Колокола», романа для юношества «Отец». Для детей младшего возраста она написала сказки: «Паучок», «Портной особого платья», «Мать», «Фея горного миндаля» и другие. Произведения Георгиевской проникнуты лиризмом и глубоким патриотизмом.

В повести «Дважды два – четыре» четырнадцатилетний московский школьник Костя понимает, что настоящая дружба и любовь необходимы людям, как дважды два – четыре. В центре повести «Серебряное слово» находится образ молодой девушки Леры Соколовой, библиотекаря, очень любящего свою работу. В повести «Тарасик» показана жизнь молодой семьи. Роман «Отец» – о взаимоотношениях детей и взрослых, о долге, ответственности и чуткости, о любви материнской и отцовской. Сказочная повесть «Фея горького миндаля» рассказывает о маленькой девочке Кате, которая живёт с папой и мамой у тёплого моря. Однажды она попала на участок, где растёт дикий миндаль, и познакомилась с «феей горького миндаля». Героям Сусанны Георгиевской присущи мужество, храбрость и душевное благородство.

В официальной биографии Сусанны Георгиевской утверждается, что она родилась в 1916 году в Одессе, в 1930 году переехала в Ленинград. Окончила, по разным данным, Ленинградский государственный университет, Ленинградский историко-философско-лингвистический институт или Институт иностранных языков. Работала гидом в ленинградском «Интуристе». Произведения С. Георгиевской стали появляться в печати незадолго до войны. С 1936 года она публиковала очерки в журнале «Вокруг света». В 1939 году в ленинградском журнале «Чиж» был напечатан рассказ «Петрушка». В 1940 году стали появляться рассказы Георгиевской и для взрослых. Кроме «Чижа», она сотрудничала с журналами «Ленинград» и «Литературный современник». Для взрослых были написаны «Ошибка», «Соседка», «Дядя Рувим», «Подруги», «Клара», «Томи Сноур»; для маленьких – «Лягушка», «Каменщик», «Как я бабочку ловила». В следующем году были напечатаны два рассказа Георгиевской для взрослых: «Песня о трёх барабанщиках» в журнале «30 дней» и «Рождение дружбы»в журнале «Ленинград».

В 1941 году Сусанна добровольно ушла на фронт. Её зачислили матросом на Северный флот. В следующем году ей было присвоено офицерское звание. С. Георгиевская занималась агитацией – вела передачи на немецкие окопы (для этого были предусмотрены специальные громкоговорители). Когда боевые действия на севере окончились, Сусанна Михайловна по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию, участвующую во взятии Берлина. Удостоена двух наград: медали «За отвагу» и ордена Отечественной войны 2-й степени.

Война стала толчком для перелома в творчестве С. Георгиевской. Она  наполнила её произведения новым содержанием, приблизила к читателю. В «Повести о Галиной маме» (1947) рассказывается о том, как в годы Великой Отечественной войны девочка Галя с бабушкой жила в городе Куйбышеве (ныне Самара), а её мама воевала на Севере, служила связисткой. Повесть получилась искренней и правдивой: ведь писательница и сама служила в тех местах, что и Галина мама. Немецкий литературный критик Вольфганг Казак так говорил о Сусанне Георгиевской: «Стиль Георгиевской отличается своеобразной сжатостью, автор часто ограничивается главными предложениями, повествование строится как чередование эпизодов». В то же время, послевоенные повести С. Георгиевской – это литература, адресованная не детям, а скорее взрослым о детях. В них с удивительной ясностью раскрывается внутренний мир ребёнка, подростка, полные мучительных противоречий отношения со взрослыми. Разные по темам, времени действия и возрасту героев, они объединены гуманизмом и тактом.

Выпустив ряд книг о накопленных впечатлениях, С. Георгиевская стала очень известной – и у читателей, и в литературном кругу. К началу своего литературного пути она успела побывать актрисой в Интернациональном театре, переводчицей иностранных рабочих на заводе «Электроаппарат», журналисткой в газете «Пионерская правда». Она общалась с людьми разных судеб, профессий, национальностей – вот откуда в её первых рассказах португалец и негр, рабочий и художник. Сусанна Михайловна говорила: «…мне подарен прожектор. Он высвечивает лучшее в человеке. Даже то, чего он о себе не знает. Но я-то знаю. Я знаю!».