К 120-летию со дня рождения Клайва Стейплза Льюиса

29 ноября 2018 года исполняется 120 лет со дня рождения Клайва Стейплза Льюиса (1898–1963), английского учёного-филолога, богослова, писателя-фантаста, писателя-философа, автора всемирно известного сказочного цикла «Хроники Нарнии». Его сказки оригинальны и необычны, популярны во всем мире, в том числе в России. Многие из нас посмотрели и полюбили три красивых художественных фильма, снятых по волшебным сказкам Льюиса «Лев, колдунья и волшебный шкаф» (2005), «Принц Каспиан» (2008), «Покоритель Зари» (2010). В 2018 году вышел четвёртый фильм сказочного цикла – «Серебряное кресло», снятый американским режиссёром Джо Джонстоном.

Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте на севере Ирландии. Когда ему было семь лет, его семья переехала в замечательный дом, тот самый, что описан в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф», – большой, с длинными коридорами, старинными книгами в шкафах и с таинственным чердаком, полным сокровищ. Когда Клайву было десять лет, у него умерла мама, и отец отправил мальчика в отдалённую частную школу. Школу Льюис терпеть не мог. Потом Льюис учился в Оксфордском университете и был призван в армию (шла Первая мировая война), откуда через год демобилизовался по ранению.

Выйдя из госпиталя, Льюис вернулся в университет и надолго остался там преподавать. На его лекции по английскому языку и литературе сбегались студенты со всех факультетов. А его научные труды по английской литературе получили серьёзное признание у коллег. Как и многие преподаватели, Льюис в 1920-е годы посещал литературные кружки, писал и печатал стихи. В эти годы он сдружился с Джоном Толкином – будущим знаменитым автором «Властелина колец». Льюис был атеистом, а Толкин – глубоко верующим, и они часто спорили о вере и безверии, о смысле жизни, о культуре и мифологии. В результате Льюис пришёл к христианству. Историю своего обращения он изложил в своей духовной автобиографии «Настигнутый радостью». В 1954 году Льюис избран профессором в Кэмбриджском университете. В 1957 году он женился на тяжело больной писательнице Джой Дэвидмен, его почитательнице из США. Они прожили вместе три года, взяли на воспитание двоих детей.

Цикл сказочных повестей «Хроники Нарнии» (1950–1956) состоит из семи сказок: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари», «Серебряное кресло», «Последняя битва». Эти сказки не просто развлекают, но и раскрывают основы христианской морали.

Жанр «Хроник Нарнии» синтетический: одни называют их сагой, другие – литературной сказкой, третьи – фэнтези; в нём присутствует и приключенческая линия, и психологическая, и педагогическая. Из-за очевидного христианского подтекста эти сказки долго не издавались на русском языке – сказывалась официальная антирелигиозная пропаганда, которую вела советская власть. Только в конце 1980-х – начале 1990-х годов стало возможно публично говорить о Христе, о сотворении мира и Царстве Божием. Но ни одного из этих слов в книжках Льюиса нет: мы с увлечением читаем об удивительных приключениях мальчиков и девочек в сказочной стране, о благородных королях и злых тиранах, о фавнах и дриадах и о прекрасном льве Аслане.

Первая сказка «Лев, колдунья и платяной шкаф» была задумана ещё в 1939 году, когда в город, где жил Льюис, приехали дети, эвакуированные из Лондона в начале Второй мировой войны. Писатель создал волшебный край – Нарнию, населённый говорящими зверями и персонажами мифов. Творец и защитник этого сотворённого мира – Лев Аслан. Это не совсем лев, а Некто, воплотившийся в царя зверей и подаривший всем живым существам этот мир. Нелосжно догадаться, что Аслан – это аллегория Христа, сказки о Нарнии – это Евангелие. Сказка «Лев, колдунья и платяной шкаф» – это вторая по счёту в «Хронике Нарнии», но первая по времени создания сказка производит самое сильное впечатление. Она – об искуплении чужого греха, о жертвоприношении и воскресении. Эту сказку Льюис подарил своей маленькой племяннице Люси. Ему очень хотелось, чтобы она поняла: добро в виде сказочного, справедливого, несущего свет и солнце льва Аслана восторжествует. Но для этого за одним столом должны собраться и начать править страной четыре дитяти человеческих: король благородства, король смелости, королева доброты и королева самоотверженности. Проще говоря, победить зло могут только люди доброй воли, смелые, бескорыстные, идущие на помощь друг другу.

Следом за этой сказкой была написана другая – «Принц Каспиан» – о силе и величии веры в невидимого Спасителя; потом появились «Покоритель зари», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик» и только после этого – «Племянник чародея» (первая сказка в книге), где описывается сотворение прекрасного и радостного мира. Чтобы понять всю эту таинственную историю, нужно читать «Хроники Нарнии» в таком порядке:

  • Племянник чародея
  • Лев, колдунья и платяной шкаф
  • Конь и его мальчик
  • Принц Каспиан
  • «Покоритель зари», или плавание вокруг света
  • Серебряное кресло
  • Последняя битва

Сказки К. С. Льюиса заняли своё место в английской детской классике, однако писал он их для себя. Свою знаменитую книгу писатель облёк в форму сказки, ибо, по его словам, «история для детей – лучшая в искусстве форма для того, что ты хочешь поведать».

Литературное наследие Льюиса очень многогранно. Большинство трудов Льюиса – это богословские произведения. К его художественным произведениям относятся два сборника стихов, роман «Пока мы лиц не обрели» (переложение мифа об Амуре и Психее), книги «Письма Баламута» и «Расторжение брака», два сборника стихов, цикл научно-фантастических романов «Космическая трилогия».

«Взрослые книги» Льюиса посвящены сложным религиозно-философским проблемам. В самый плодотворный период с 1938-го по 1953 год вышли в свет его романы, повести, эссе и философские трактаты: «Любовь», «Страдание», «Чудо».

Источники:

Писатели нашего детства. 100 имён : биогр. словарь в 3-х частях. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 253–256.

Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имён : биобиблиогр. справочник. Ч. 1. А–М. – М., 2005. – С. 234–237.