19 марта исполняется 110 лет со дня приказа по Морскому ведомству, которым подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей (создание подводного флота России) (1906 год).

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года по указу российского императора Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый, самостоятельный класс боевых кораблей – подводные лодки. В состав российского флота вошли 10 подводных лодок. Первая из них – «Дельфин» – была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

В 1990-е годы дата восстановлена как День моряка-подводника. Это профессиональный праздник, который отмечается ежегодно 19 марта военнослужащими подводного флота России.

Между тем первая подводная лодка, «потаённое судно», была построена еще в 1721 году по указанию Петра I русским плотником Ефимом Никоновым. Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII–XIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Так, в 1879–1881 годах по проекту С. К. Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.

Однако подводное кораблестроение стало важнейшей отраслью отечественного военного судостроения лишь в ХХ веке. В 1904 году на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка «Дельфин» водоизмещением 113 тонн, а в 1908 году в России был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб». К началу Первой мировой войны подводные силы России насчитывали в строю 15 подводных лодок. Еще 18 субмарин строились.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 20-е годы ХХ века, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны. К началу Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота насчитывалось 212 подводных лодок, в том числе океанские субмарины, которые имели усиленное торпедное, артиллерийское и минное вооружение.

Итоги боевой деятельности советских подводников в 1941–1945 годах были достаточно успешными, если учесть исключительно большую минную опасность (особенно на Балтике) и отсутствие надёжного боевого обеспечения. За годы войны советские подводные лодки совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак и поставили 1736 мин в активных минных заграждениях. Советскими подлодками было потоплено около 100 боевых кораблей общим тоннажем 27380 тонн и уничтожено свыше 200 транспортов противника.

В послевоенные годы, когда отчётливо просматривалось стремление потенциального противника блокировать СССР и его союзников с океанских и морских направлений, нашей стране пришлось создать мощный подводный флот. В первые послевоенные годы советский ВМФ ежегодно получал 8–10 новых подводных лодок, а к середине 1950-х годов число подлодок, ежегодно вводимых в строй, составляло уже 40–60 единиц. Рекордным в этом плане стал 1955 год, когда в строй было введено 77 субмарин. К этому времени в СССР уже было развернуто строительство подводных атомоходов. 17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъёма Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке, а уже через 10 лет советский ВМФ располагал более чем 50 атомными подводными лодками.

В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в строй в 1967 году. Всего с 1904 года и до конца ХХ века наша судостроительная промышленность сдала флоту 1163 подводные лодки суммарным водоизмещением 2,5 млн тонн. При этом было построено 244 атомных подводных лодки – это больше, чем во всех остальных странах, имеющих в составе своих флотов такие боевые корабли.

В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удалённых районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырёх подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.

Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подлёдные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, северной части Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.

Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, на учениях «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 атомная ракетная.

К настоящему времени состав подводных сил российского ВМФ существенно сократился. В строю остались главным образом подлодки 3-го послевоенного поколения. Тем не менее, подводный флот России по корабельному составу и боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводному флоту ВМС США.

Сегодня в боевом составе морских стратегических ядерных сил ВМФ России имеется более 20 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, а в составе сил общего назначения – свыше 50 атомных и дизельных субмарин. Наличие этого флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав и заставляет ведущие западные государства считаться с её национальными интересами.

 Литература

Инфантьев, В. Н. Подводники : рассказы и очерки / В. Н. Инфантьев. – Л. : Дет. лит., 1984. – 125 с. : ил.

Морские хищники : [о подводном флоте времён Второй мировой войны] // Юный эрудит. – 2009. – № 3. – С. 21–23.

Осипов, В.Подводный флот : Революция или эволюция? : [о новых задачах реконструкции боевых подводных лодок и дальнейшей перспективе их моделирования]/ В. Осипов // Техника молодёжи. – 2006. – № 11.–С. 31– 37.

Подводный флот России: история [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/182180/podvodnyiy-flot-rossii-istoriya

Создание подводного флота России[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://to-name.ru/historical-events/underwater-fleet.htm

Царьков, А. «Санкт-Петербург»: долгий путь к причалу : [подводные лодки четвёртого поколения] / А. Царьков // Техника молодёжи. – 2010. – № 9. – С. 28–34.