К 150-летию со дня рождения Викентия Викентьевича Вересаева

16 января 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения Викентия Викентьевича Вересаева (настоящая фамилия – Смидович) (18671945), русского писателя, поэта-переводчика, литературоведа, лауреата Государственной премии СССР (1945), врача. Викентия Вересаева называли врачевателем тела и души. Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, В. В. Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию, – считаться честным писателем».

Вересаев родился в Туле в семье врача. Ещё в годы учёбы в Тульской классической гимназии всерьёз увлекался историей, философией, физиологией, проявлял живой интерес к христианству и буддизму.

Окончив гимназию с серебряной медалью, Вересаев поступил на  историко-филологический факультет Петербургского университета. После успешного завершения учёбы в 1888 году Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (ныне – Тартуского) университета. После окончания медицинского факультета в 1894 г. Вересаев занимался в Туле частной врачебной практикой. В том же году он отправился в Петербург и стал ординатором Боткинской больницы.

Как литератор В. В. Вересаев дебютировал в 1885 году со стихами, вскоре начал писать прозу. Основными темами его творчества являлись умонастроения интеллигенции на рубеже веков (рассказ «Поветрие» (1898), повести «Без дороги» (1895), «На повороте» (1902), «К жизни» (1909)). В, ,В Вересаев писал о тяжёлом положении русского крестьянства (рассказ «Лизар» (1899), о жизни рабочих (рассказ «На мёртвой дороге» (1896), повесть «Два конца» (18991903), «Записки врача» (1901). В начале ХХ века общество потрясли «Записки врача», в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России.

В качестве врача В. В. Вересаев участвовал в Русско-японской войне (19041905). Написал «Рассказы о войне» (1906) и записки «На войне» (19071908). Это были своеобразные «записки врача», в которых Вересаев запечатлел весь ужас и страдания войны.

Свои философские взгляды выразил в работе «Живая жизнь» (19101915). Первая часть этого философско-критического исследования посвящена творчеству Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (1910), вторая – «Аполлон и Дионис» – главным образом анализу идей Ф. Ницше (1914).

Романы «В тупике» (1922) и «Сёстры» (1933) составляют цикл произведений об интеллигенции. Роман «В тупике» (1920–1923) – одно из первых произведений о гражданской войне. Писателя волновала тема крушения традиционного гуманизма.

В 1926 году Вересаев выпустил двухтомное издание «Пушкин в жизни», дающее богатый материал для изучения биографии поэта. Это свод биографических реалий, почерпнутых из различных документов, писем, мемуаров. В начале 1930-х годов по предложению М. А. Булгакова Вересаев приступил к совместной работе над пьесой об А. С. Пушкине. Результатом дальнейшей работы Вересаева стали книги «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1937)

В. В. Вересаев переводил античных авторов. В 1929 году в его переводе вышли «Гомеровы гимны», сборники античной поэзии. За эти переводы Вересаев был удостоен Пушкинской премии Академии наук.

В 1937 году В. В. Вересаев начал огромную работу по переводу «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (более двадцати восьми тысяч стихов), которую он завершил уже через четыре с половиной года.

В последние годы жизни Вересаев создаёт в основном произведения мемуарных жанров: «Невыдуманные рассказы», «Воспоминания» (детство и студенческие годы), «Записи для себя». Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.