К 145-летию со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
К. Паустовский

4 февраля 2018 года исполняется 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954), русского писателя, знатока русской природы. Без произведений М. Пришвина «Времена года», «Корабельная чаща», «Кладовая солнца» не обходится в России ни одна школьная программа.

В своём произведении «Золотая роза» Константин Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в крохотном, оскудевшем имении Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии. Из этих же мест вышел и Иван Бунин. По словам К. Паустовского, Бунин точно так же, как и Пришвин, умел «наполнять природу окраской человеческих дум и настроений». И объясняется это тем, «что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль».

Отец Пришвина, купеческий сын, поэт и мечтатель в душе, растил и сам выезжал орловских рысаков (знаменитая порода лошадей), сажал сады и выводил новые сорта цветов, был превосходным охотником, удивительным рассказчиком. Крупный проигрыш в карты не только заставил его заложить имение и конный завод, но и вконец подорвал его здоровье. Разбитый параличом, он умер, оставив жене расстроенное хозяйство, пять человек детей и задолженность банку. 

Это случилось, когда младшему в семье Мише Пришвину шёл восьмой год. Учился он сначала в деревенской школе, а потом в Елецкой гимназии, откуда был исключён за то, что нагрубил учителю.

Учась позднее на химико-агрономическом факультете Рижского политехнического института, Пришвин впервые столкнулся с запрещённым тогда марксизмом. Молодой Пришвин больше воспринимал марксизм как поэтическую мечту, чем как политическое учение. Вскоре за перевод марксистских брошюр Пришвин был отдан под суд. Около года он провёл в тюрьме. В 1900 году Пришвин уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета.

Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. В это же году Пришвин отправился в своё первое путешествие по родной стране. Результатом явились две книги о Севере – «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». За книгу «В краю непуганых птиц» Пришвин был удостоен серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена. В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Чёрный араб» (1910) и других сочетал научную пытливость с особой философией и поэзией природы, определивших его особое место в русской литературе.

Во время Первой мировой войны (19141918) Пришвин был санитаром и военным корреспондентом. После Октябрьской революции у Пришвина, имевшего в своём родном селе 30 десятин земли, вспаханной даже без посторонней помощи, сначала отобрали землю, затем ему приказано было сдать охотничье ружьё. Наконец, в деревню пришли «какие-то чужие люди» и стали требовать от крестьян… «удаления» писателя.

Некоторое время Михаил Пришвин был сельским учителем. В очерке «Школьная Робинзонада» (1924) он рассказал, как учителя и ученики синели в классах от холода, как добывали всей школой дрова. До конца своих дней писатель потом вспоминал трогательную заботу местных крестьян. Один из них, видя, что учитель ходит в лаптях или в дырявых галошах на босу ногу, подарил ему сапоги, сказав при этом: «Вы не думайте, что помрёте с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я подкормлю».

В 1928 году М. Пришвин закончил работу над романом «Кощеева цепь». Это повествование подводило итог пути, пройденного писателем до революции. Работая над романом, автор пробует себя и в жанре «охотничьего рассказа» – рассказы «Анчар», «Ярик», «Кэт», «Любовь Ярика», «Смертный пробег», «Медведи», вошедшие в книгу «Календарь природы». В этих рассказах он остаётся художником жизни, поэтом и мудрецом, думающим прежде всего о человеке.

1930-е годы – плодотворнейший период в жизни Пришвина. Им написаны лучшие его поэмы в прозе «Женьшень», «Фацелия», «Лесная капель», сборники детских рассказов «Золотой луг», «Дедушкин валенок», «Зверь бурундук», «Лисичкин хлеб». Пришвин пересказал для детей большую повесть индейского писателя Вэша Куоннэзина (Серая сова) «Саджо и её бобры».

Во время войны писатель отказался от эвакуации в тыл и остался под Москвой. Война, как говорил сам Пришвин, заставила его «начать новый период литературной деятельности». Этот период завершился созданием повестей-сказок «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» и романа-сказки «Осударева дорога».

Неподалёку от села, где жил Пришвин, разместился детский дом эвакуированных из Ленинграда сирот. Писателя потрясло их несчастье. Но в рассказах о ленинградских детях он концентрирует внимание читателей не на страданиях, а на силе духа этих детей.

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана в первые дни после войны. Появление этого произведения было встречено восторженными отзывами критики, скорым признанием читателей, первой премией на конкурсе Детгиза (Детское государственное издательство). Дружба маленьких брата и сестры, их жизненная стойкость – главная тема сказки.

В произведениях М. Пришвина часто разговаривают собаки, утята, грачи, но писатель всегда при этом даёт понять, что разговаривают они не на самом деле, а что так кажется человеку, так понимает их сам художник. «Животное надо изображать как животное», – писал он.

Многим рассказам Пришвина о животных присущ  добродушный юмор, на который так охотно откликаются дети. Юмором овеяны рассказы «Белый ожерелок», «Курица на столбах», «Пиковая дама», «Ёж», «Сват» и другие.

В произведениях для детей большое значение имеют включённые в них элементы научных знаний. Только нужно, чтобы эти знания органично входили в ткань произведения. Это блестяще умел делать мудрец и художник Михаил Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба, – звали его просто Михалычем. И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой. Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал».

На склоне лет Пришвин встретил друга – любимую женщину, жену, которая не только при жизни понимала каждый его вздох, но и после его смерти ровно двадцать пять лет несла его мудрый тихий огонь. Книги, написанные Валерией Пришвиной о Михаиле Пришвине, – это не просто воспоминания и литературные исследования, а просто два живых дыхания, как бы слившихся в одно.

Источники: 

Константин Паустовский Повесть о лесах. Золотая роза. – Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/108947/konstantin-paustovskiy-tom-3-povest-o-lesakh-zolotaya-roza-69.php

http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/zolotaya-roza/roza_27.htm

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен : биобиблиогр. справочник. Ч. II. М–Я. – М., 2002.