10 февраля исполняется 125 лет

со дня рождения русского поэта

Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960)


               Борис Пастернак родился в Москве в семье академика живописи Леонида Осиповича Пастернака и Розалии Исидоровны Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Хорошо рисовавший в детстве и занимавшийся музыкальной композицией, Б. Пастернак в 1909 г. поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1912 году учился в университете Марбурга. В 1913 году после сдачи университетских экзаменов в Москве выпустил первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914). Начав писать под влиянием А. Блока, позднее примкнул к футуристической группе «Центрифуга», особенно сблизившись с В. В. Маяковским, но не порывая при этом связи с традициями русской (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев) и немецкой (Р. М. Рильке) философской лирики. Поэзия Бориса Пастернака, признанного одним из лучших лириков ХХ века (сборники «Поверх барьеров», 1917 г.; «Сестра моя – жизнь», 1917 г., опубл. В 1922 г.; «Темы и вариации», 1923 г.; «Второе рождение», 1932 г.; «На ранних поездах», 1943 г.; «Земной простор», 1945 г.; цикл «Когда разгуляется», 1956–59 гг.), отмечена интеллектуальностью, глубиной постижения законов человеческого бытия в его единстве с миром природы, острым психологизмом, богатой метафоричностью, соединением классической поэтики с экспрессивностью и лиризмом. Эпоха войны и революции нашла отражение в поэмах Б. Пастернака (в том числе «Девятьсот пятый год», 1925–26 гг., «Лейтенант Шмидт», 1926–27 гг.), романе в стихах «Спекторский» (1924–30), повестях. Концепция искусства как «заповедной» творческой стихии, не терпящей социального заказа, прочитывается в рассказе «Воздушные пути» (1924). Важная часть творческого наследия Б. Пастернака – автобиографическая проза («Охранная грамота», 1931 г.; «Люди и положения», 1957 г., опубл. В 1967 г.), переводы У. Шекспира, И. В. Гёте (трагедия «Фауст» и др.), Г. Сакса, П. Верлена и многих других, в том числе грузинских поэтов, ставших, по признанию Пастернака, составной частью его лирического мира.
   В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» (опубликован в 1957 г. за рубежом, в России – в 1988 г.) рассказывается о судьбе русского интеллигента, обнажаются трагические коллизии периода революции и Гражданской войны в России. Вкраплённые в ткань повествования стихи во многом автобиографичного героя романа – это своеобразный лирический дневник, в котором история жизни человека осмысляется в свете гуманистического христианского идеала, отвергающего все формы насилия. 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу «Новый мир» роман «Доктор Живаго» был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя, как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Пастернак под угрозой высылки из СССР отказался от Нобелевской премии, так как вне России себя не мыслил. В 1990 году эта премия была вручена его сыну. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен он в поселке Переделкино Московской области.  
               Могила Б. Л. Пастернака в Переделкино

     В 2012 году в рабочем посёлке Мучкапский Тамбовской области был открыт памятник Б. Пастернаку (скульптор – З. Церетели).