К 105-летию со дня рождения Марины Михайловны Расковой (1912–1941),

лётчицы-штурмана, Героя Советского Союза

 

      28 марта 2017 года исполняется 105 лет со дня рождения Марины Михайловны Расковой (1912–1943), военной лётчицы-штурмана, майора, одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, совершившей 24–25 сентября 1938 года беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток вместе с Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой.

   Марина Раскова родилась в Москве в семье оперного певца и педагога М. Д. Малинина. После окончания девяти классов работала в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. Училась в Московской консерватории. В 1934 году, окончив Ленинградский институт ГВФ (Институт инженеров Гражданского воздушного флота), становится штурманом. Пройдя годичное обучение в школе пилотов Центрального аэроклуба ОСОАВИАХИМА (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – советской общественно-политической оборонной организации, существовавшей в 1927–1948 годы). С 1935 года летала на спортивных и других самолётах; неоднократно участвовала в дальних беспосадочных перелётах, полётах с научной целью, в экспедициях по прокладке новых воздушных трасс, в проведении воздушных парадов над Москвой. Установила несколько мировых рекордов дальности полёта на самолёте. Участница первого группового женского перелёта по маршруту Ленинград – Москва (1935), вместе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АИР-12  и  перелёта Москва – Актюбинск (1937).

   В 1938 году М. Раскова в качестве штурмана совершила дальние беспосадочные перелёты: 2 июля с П. Осипенко и Верой Ломако на гидросамолёте МП-1 бис по маршруту Севастополь – Архангельск; 24–25 сентября с В. Гризодубовой и П. Осипенко на самолёте «Родина» из Москвы на Дальний Восток. Во втором полёте перед вынужденной посадкой покинула самолёт с парашютом и 10 суток провела в тайге. За этот дальний перелёт и проявленное мужество 2 ноября 1938 года М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза. 

   Перелет самолёта «Родина» вызвал большой интерес к его экипажу. После возвращения в Москву советские лётчицы получили много писем, авторы которых просили сообщить, как они занялись авиацией. М. Раскова написала «Записки штурмана», в которых доходчиво и увлекательно рассказала о своём пути в военную авиацию, о становлении штурманского дела, о женских сверхдальних перелетах 1930-х годов.

   В конце октября 1941 года в городе Энгельс на Волге Марина Раскова сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Последний авиаполк носил неофициальное название «Ночные ведьмы».

   С января 1942 года М. Раскова сражается на фронтах Великой Отечественной войны как командир авиагруппы по формированию женских авиаполков и командир 587-го женского бомбардировочного авиаполка.

   М. Раскова погибла при исполнении служебных обязанностей 4 января 1943 года в районе с. Михайловка, близ Саратова, совершая в сложных метеоусловиях перелёт на фронт. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Имя героини носит площадь и улица в Москве, её имя присвоено Тамбовскому высшему военному авиационному училищу лётчиков. Одна из улиц г. Хабаровска в районе Авиагородка также названа именем Марины Расковой.