К 130-летию со дня рождения

Игоря Северянина (1887–1941)

    16 мая 2017 года исполняется 130 лет со дня рождения Игоря Васильевича Северянина (настоящая фамилия – Лотарёв) (18871941), русского поэта. Родился в семье офицера в Петербурге. В числе его дальних предков были историк Н. М. Карамзин и поэт А. А. Фет. Окончил реальное училище в Череповце. Стихи начал писать с 8 лет.

   Печатался с 1904 года. Своим литературным дебютом считал публикацию стихотворения «Гибель Рюрика». Ранние стихи Северянина носили ученический характер и не вызвали интереса у читателей. Но начинающий автор проявил завидное упорство в желании привлечь к себе внимание. На свои деньги он издал в общей сложности 35 брошюрок собственных стихотворений и разослал их по редакциям «для отзыва». Но поэта не замечали вплоть до 1909 г., когда на него «обратил внимание» Л. Н. Толстой, пришедший в негодование от стихов из брошюры «Интуитивные краски». После этого имя Северянина стало широко известным. Журналисты стали охотно печатать его стихи, устроители благотворительных вечеров стали усиленно приглашать его принять в них участие. Северянин стал выступать в самых престижных залах Петербурга: в городской думе, благородном собрании, в Академии художеств, университете, на Высших женских курсах и, конечно, в артистическом кафе «Бродячая собака».

   Настоящая слава пришла к Северянину после выхода в 1913 году сборника «Громокипящий кубок». Ни одна поэтическая книга Серебряного века не имела такого успеха: за два года она была переиздана девять раз. Сборник стал событием в русской поэзии начала века. К этому времени Северянин уже заявил о себе как о создателе нового литературного направления, которое он по примеру итальянского поэта, публициста и теоретика литературы Маринетти назвал футуризмом. Северянин стал основателем литературной школы эгофутуризма. Своё понимание нового литературного направления Северянин изложил в «Прологе эгофутуризма» (1911).

   Последующие сборники («Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Поэзо-антракт» (1915) и другие) подобно первому были полны салонно-городских мотивов, игры в романтический индивидуализм («Я, гений Игорь Северянин…»). Но Северянин обладал исключительно высокой поэтической техникой. В 1918 году он был официально избран «королём поэтов». Его поэзия пользовалась огромным успехом. Лучшие стихи поэта отличаются лиризмом, музыкальностью, точностью сатирических зарисовок. Но в некоторых его стихах преобладали вычурность и банальность, «ресторанно-будуарная тематика»

   Северянин приветствовал свержение самодержавия, но Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года не понял и не принял. С 1918 года поэт в Эстонии. В эмиграции он выпустил много сборников стихов и переводов, а также автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств». В начале 1920-х годов Северянин часто совершал гастрольные поездки в другие страны. Он выступал в концертных залах Литвы, Латвии, Финляндии, Польши, Германии, Югославии, Румынии, Болгарии и Франции. В Берлине он выступал совместно с В. В. Маяковским и А. Н. Толстым.

   В последние годы жизни Северянин пришёл к прозрачному классическому стиху. В 1940 году его стихи впервые были опубликованы в советских журналах. Из последних произведений Северянина наибольший интерес представляют поэмы «Роса оранжевого часа», «Рояль Леандра», «Падучая стремнина». Сборник сонетов «Медальоны» проникнут любовью к России, ностальгическими переживаниями по поводу своей оторванности от родины.

   На присоединение Эстонии к СССР Северян откликнулся несколькими стихотворениями, в которых выразил радость по поводу возвращения на родину. Тяжелобольной поэт мечтал переехать в Ленинград, но помешала война с фашистской Германией. В декабре 1941 года Игорь Северянин скончался.

    Поэт сам составил свою эпитафию: «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб!».

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду!

Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

                                  Мятлев, 1843 г.

 

В те времена, когда роились грёзы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

 

 

1925