К 160-летию Амурской экспедиции

под руководством

адмирала Г. И. Невельского


   

    После удачного и досрочного завершения кругосветного плавания на Камчатку мореплаватель, исследователь Приамурского края и сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского, Г. И. Невельской (1813–1876), командуя транспортом "Байкал", окончательно доказал, что Сахалин – остров, а устье Амура доступно для морских судов. Это произошло 22 июля 1849 года. Это открытие доказало также важное значение Амура как транспортной артерии, связывающей с океаном Восточную Сибирь, считавшуюся до этого отрезанной от моря горами, тундрами и огромными пустынными пространствами.

   Подвиг Невельского состоял не только в инициативе решения «амурского вопроса», но и в том, что он настоял на организации Амурской экспедиции и лично возглавил её в 1849–1855 годах. Участники Амурской экспедиции проделали огромную работу. По неведомым рекам и озерам, непроходимой тайге, при недостатке питания, теплой одежды и обуви совершали они тяжелые, изнурительные походы на многие сотни километров вглубь неизвестной земли, составляли по пути карты, собирали минералогические и ботанические коллекции. Путешественники исследовали и положили на карту территорию Приамурья, бассейн Амура, остров Сахалин, берега Татарского пролива.


    Амурская экспедиция создала предпосылки для дальнейшего изучения, заселения и экономического освоения Приамурья, Приморья и Сахалина.

    В ходе Амурской экспедиции было установлено, что Амур судоходен на всем протяжении, что морские суда могут войти в него как с севера, так и с юга, что в лимане Амура существуют фарватеры (Невельского, Южный и Сахалинский), по которым при надлежащем навигационном ограждении могут плавать морские суда.

    Многое в исследовательских работах зависело от личности Г. И. Невельского, от его энергии, настойчивости, таланта, от его умения ладить с самыми разными по характеру людьми. Но историческое, научное и политическое значение Амурской экспедиции вряд ли оказалось бы так велико, если бы не самоотверженный труд замечательных сподвижников Невельского. Их имена известны истории: А. И. Воронин, Н. К. Бошняк, О. И. Орлов, Н. М. Чихачев, А. П. Березин, А. П. Петров, Г. Д. Разградский, В. А. Римский-Корсаков, Н. В. Рудановский, П. Ф. Гаврилов, А. А. Халезов, А. П. Семенов, Л. А. Попов и другие.

   Деятельность Амурской экспедиции дала основание для решения вопросов о русско-китайской границе на Дальнем Востоке, что в итоге привело к окончательному возвращению в состав России Приамурья и Приморья. Амурская экспедиция дала русскому правительству материалы и аргументы для завершения разграничения, начатого Нерчинским договором 1689 года.

   Вступивший в 1855 году на престол император Александр II, и до этого внимательно следивший за Амурской экспедицией, незамедлительно поручил Н. Н. Муравьёву вступить с правительством Китая в переговоры об Амуре и об уточнении границ. Начавшиеся в 1857 году переговоры были оформлены сначала Айгунским договором (1858), а затем Пекинским договором (1860) в результате чего Приамурье и Уссурийский край были признаны владениями России. И сегодня восхищаешься мужеством и неотразимостью аргументов Невельского о правах России на Приамурье, Приморье и Сахалин и глубиной его политических, экономических и военных прогнозов, многие из которых сохранили своё значение и до наших дней.

  Г. И. Невельской сохранил своё имя и в истории отечественной литературы. Книга адмирала Г. И. Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849–1855 гг. При-Амурский и При-Уссурийский край» вышла в 1878 году, через два года после его смерти. Она была издана его женой и активной помощницей Екатериной Ивановной Невельской.