К 85-летию со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого

15 апреля 2018 года исполняется 85 лет со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого (19332012), крупнейшего русского писателя-фантаста, создателя известных рассказов, повестей, киносценариев и пьес. В соавторстве с братом Аркадием Натановичем (19251991) написал повести: «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажёры», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Полдень. XXII век», «Малыш», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века», «Отель “У погибшего альпиниста”», «Жук в муравейнике», «Град обречённый», «За миллиард лет до конца света» и другие. Произведения Стругацких переведены на 42 языка в 33 странах мира (всего более 500 изданий). Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая в 1977 году.

Популярность братьев Стругацких в 1960–1970-е годы была просто невероятной: книг было не достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая внимания на разгромные статьи официальных критиков, не жаловавших «какую-то там фантастику».

И «Трудно быть богом», и «Понедельник начинается в субботу», а потом и «Обитаемый остров», «Пикник на обочине» читатели знали буквально наизусть, говорили цитатами из этих произведений, как «члены какого-нибудь тайного ордена». С годами популярность Стругацких не стала меньше. Книги их издаются огромными тиражами, успешно выдерживая конкуренцию с продукцией англо-американских фантастов.

Узловой проблемой творчества Стругацких стало нравственное самоопределение человека перед лицом неведомого, сопряжение смелых научно-технических и социальных фантазий с вечными категориями Добра и Зла. Фильм «Сталкер», снятый по книге «Пикник на обочине» (1972) режиссёром Андреем Тарковским стал заметным явлением в истории мирового кинематографа.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде.

Отец братьев Стругацких – искусствовед и партийный работник. Мать – школьная учительница. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В январе 1942 года Натана Стругацкого и Аркадия эвакуировали по «дороге жизни» через Ладожское озеро, а мать с больным Борисом осталась в городе. Так Борис Стругацкий пережил самую страшную зиму блокады.

Отец братьев Стругацких погиб после эвакуации из блокадного Ленинграда. Братья лишь каким-то чудом остались в живых. Борис был эвакуирован вместе с матерью в г. Ташла Чкаловской (Оренбургской) области. В 1944 году он вернулся с матерью в Ленинград, в 1950 году окончил школу с серебряной медалью, а 1954-м – математико-механический факультет Ленинградского университета по специальности «звёздный астроном». Работал в Пулковской обсерватории над проблемой происхождения двойных и кратных звезд (1954–1965).

Оба брата начали писать еще в школьные годы. Идея совместного творчества с братом обсуждалась в письмах с 1952 года. Первый из сохранившихся художественных текстов Бориса Стругацкого – рассказ «Затерянный в толпе» (1955), первый опыт совместной работы с братом – рассказ «Песчаная горячка» (1954). После публикации повести Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» старший брат убедил Бориса, что написанное ими совместно может выйти в свет. В 1954-м братья на спор (ставкой была бутылка шампанского) начали писать произведение, которому было суждено стать их первой повестью «В стране багровых туч». В начале 1957 года рукопись была окончена и сдана в издательство «Детгиз», публиковавшее затем многие работы братьев Стругацких. С 1956 года братья создали 26 повестей, пьесу, рассказы и публицистические произведения. Первая публикация братьев Стругацких – в январском номере журнала «Техника – молодёжи» за 1958 год – научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный в 1960-м в одноимённую повесть. Первая книга Стругацких – повесть «Страна багровых туч» (1959). Связанные общими героями с этой повестью продолжения – «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), «Хищные вещи века» (1965), а также некоторые рассказы составили первый цикл произведений авторов – о ближайшем будущем человечества, охватывающие период с конца ХХ по начало ХХI века.

В 1962 году летом вышла книга «Возвращение. Полдень XXII век», в которой авторы собрали новые и ранее публиковавшиеся в журналах и сборниках рассказы. И это экспериментальное произведение, испытавшее еще более яростное сопротивление цензуры (больше полугода рукопись путешествовала по инстанциям) оказалось не просто по-настоящему цельным и законченным романом в рассказах, но впервые в истории отечественной фантастики создало полноценный образ мира, в котором хочется жить и самим авторам, и миллионам их читателей. В этом мире Стругацкие будут работать еще практически четверть века, последовательно рисуя картину за картиной, создавая удивительные по глубине и блестящие по исполнению повести: «Попытка к бегству» (1962), «Далёкая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Беспокойство» (1965), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974), «Жук в муравейнике» (1979) и «Волны гасят ветер» (1985).

«Понедельник начинается в субботу» (1965) –  искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста», сразу полюбившаяся читателям, но встретившая шквал отрицательных рецензий, как всякая попытка писать не по шаблону. Однако в 1964–1965 годах авторы столкнулись и с более серьёзными проблемами, причём в своём любимом издательстве «Молодая гвардия». «Хищные вещи века» едва ли не чудом попали в печать: быть может, только благодаря заступничеству авторитетного и вполне лояльного к власти на тот момент фантаста Ивана Ефремова, написавшего к повести предисловие. Критика, не очень-то жаловавшая и прежние произведения Стругацких, реагировала немедленно и жёстко. И всё же именно весной 1965 года в их творчестве намечается резкий крен от традиционной научной фантастики, так называемой «литературы мечты», к серьёзной прозе, к фантастическому реализму в духе Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Булгакова.

Стругацкие работали над повестью «Беспокойство», действие которой разворачивается в том же мире Полдня, но по ходу работы они отказались от первого варианта и создали в итоге одно из лучших своих произведений. «Улитка на склоне» – самый сложный и по композиции, и по философии, роман о Будущем, о Человеке, о Цивилизации – в самом широком смысле. Эта книга по стилистике куда ближе к Достоевскому, Фолкнеру и Кафке, чем к советской фантастике. К тому же в ней проступают элементы явной и весьма злой сатиры. Неудивительно, что «Улитка на склоне» напечатанная по частям в ленинградском сборнике и журнале «Байкал», не переиздавалась вплоть до перестройки, зато не раз выходила на русском языке за рубежом.

Такой же и даже ещё более ядовитой сатирой проникнута «Сказка о Тройке» – прямое продолжение повести «Понедельник начинается в субботу». Написанная в 1967-м году, она была издана в сильно урезанном виде в иркутском журнале «Ангара», за что, тем не менее, практически разогнали всю его редакцию. В своём первоначальном варианте в СССР книга увидела свет лишь в перестройку. Несколько особняком стоят ещё две книги, написанные в конце 60-х: сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) и «Отель “У Погибшего Альпиниста”» (1970), в которой Стругацкие предприняли смелый эксперимент по созданию фантастического детектива.

Судьба ещё одной повести – «Гадкие лебеди», законченной в 1967 году и тоже не укладывающейся в каноны соцреализма, стала наиболее драматичной. В течение пяти лет разные журналы и издательства отказывали Стругацким в публикации, а затем, в 1972 году, без ведома авторов переданная за границу повесть вышла отдельным изданием в издательстве «Посев» (Франкфурт-на-Майне, ФРГ). Тогда у Стругацких начались настоящие неприятности с изданием их произведений. Сборник «Неназначенные встречи», в котором должна была выйти новая повесть «Пикник на обочине» пролежал в издательстве восемь лет и увидел свет лишь в 1980 году, после большой редакторской правки. За целое десятилетие было издано лишь две авторских книжки. Для того чтобы зарабатывать на жизнь, писателям приходится заниматься переводами (включая технические), сценариями и прочей заказной литературной работой. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братья совместно и порознь выступали переводчиками с английского фантастических романов и рассказов Андре Нортона, Хола Клемента, Джона Уиндэма и многих других известных писателей.

Но за это время успевает выйти фильм Андрея Тарковского «Сталкер» снятый в 1977–1979 годах по мотивам «Пикника на обочине». В основу фильма лёг сценарий Стругацких, переписанный по просьбе режиссёра более 10 раз. Стругацких всё больше и больше издавали за рубежом. По данным Всесоюзного агентства по авторским правам ВААП (ныне – Российское авторское общество, РАО), именно в 1970-е годы Стругацкие вышли на первое место среди советских писателей, переводимых на языки народов мира

С приходом к власти в 1985 году Михаила Горбачёва и демократизацией положение изменилось к лучшему. В конце 1980-х суммарные тиражи книг Стругацких побили все рекорды. Вышли их ранее не изданные книги «Град обречённый» (написанный в 1972–1975 годы), «Гадкие лебеди», «Сказка о Тройке, «Улитка на склоне», и новые произведения: «Волны гасят ветер» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Отягощённые злом» (1988), а также сценарий «Пять ложек эликсира» (1989) и пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990).

12 октября 1991 года скончался Аркадий Стругацкий. С этого дня Борис писал в одиночку, выпустил два романа под псевдонимом С. Витицкий. В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом Государственной премии России по литературе. Борис Стругацкий для полного собрания сочинений братьев подготовил «Комментарии к пройденному», вышедшие отдельным изданием в 2003 году, с подробным описанием истории создания всех произведений. Борис Стругацкий – основатель и главный редактор журнала «Полдень. XXI век», посвящённого современной российской фантастике. Это литературно-художественное и критико-публицистическое издание существует с 2003 года как альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг cвета».

Умер Борис Натанович Стругацкий 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

Источники:

http://www.vokrugsveta.ru/ encyclopedia/index.php?title  =Стругацкий%2C_Борис_Натанович

https://dubikvit.livejournal.com/414028.html

Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 частях. Ч. 1. – М., 1998.