На перекрестке центральных улиц Хабаровска, носящих имя Карла Маркса и Дикопольцева, с 1897 года  разместился  студенческий городок факультета  среднего профессионального образования ДВГУПС -  "Хабаровский техникум железнодорожного транспорта".  Сегодня  факультет -  современное инновационное образовательное учреждение,  одно из крупнейших и развитых учебных заведений Дальневосточного федерального округа.

      Торжественное открытие училища состоялось 6 октября 1895 г. в присутствии исполнявшего дела начальника Приамурского края генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гродекова и многочисленных гостей. Распоряжение об открытии в Хабаровске осенью 1895 года железнодорожного училища сделал министр путей сообщения Михаил Хилков. Первым начальником училища был назначен инспектор Тульского железнодорожного училища инженер-механик Николай Окулов. В 1900 году на этом посту его сменил Петр Калугин, как и его предшественник, являвшийся выпускником Императорского московского технического училища.

      В первый год существования училища штат преподавателей был небольшим: вместе с врачом всего 7 человек. Учебный год начали 16 юношей в возрасте от 14 до 17 лет, православного вероисповедания. Училище являлось открытым учебным заведением и имело целью подготовку техников для железнодорожной службы эксплуатации, а именно: машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа и др. Учебный курс был установлен на три года теоретического обучения с последующей двухлетней железнодорожной практикой. Лицам, успешно выдержавшим эту практику, а также испытания в особой комиссии, выдавались аттестаты, дающие преимущественное право перед другими на занятие должности младших инженеров.

      Революционные потрясения, начавшиеся в 1917 г., а затем последовавшая гражданская война и военная интервенция больно ударили по старейшему профессиональному учебному заведению на Дальнем Востоке. В сложившейся ситуации правление Уссурийской железной дороги приняло в 1917 году решение о преобразовании училища в техникум с 4 летним курсом обучения. А позже, в августе 1923 г., учебное заведение преобразуется в Приамурский политехникум путей сообщения с двумя отделениями: механическим, (для подготовки техников путей сообщения по службе тяги) и электротехническим (по технике слабых и сильных токов).

       В 1926 г. Приамурский политехникум путей сообщения был переименован в Хабаровский механический техникум путей сообщения, а через четыре года вновь в политехникум НКПС, который с этим названием просуществовал до лета 1934 года. Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны от 19 июля 1934 г. и приказу Наркома путей сообщения, техникум был преобразован в Хабаровскую школу военных техников (ШВТ), просуществовавшую до 13 августа 1953г.  Затем техникум был переименован в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта МПС и продолжал подготовку специалистов по специальностям:  паровозное хозяйство, движение и грузовая работа, сигнализация, централизация и блокировка, железнодорожная телефонно-телеграфная связь.

       В 2006 году в качестве факультета среднего профессионального образования техникум вошел в состав Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Сегодня факультет — современное инновационное образовательное учреждение, одно из крупнейших и развитых учебных заведений Дальневосточного федерального округа. Его рейтинг довольно высок, а в 2010 и 2012 годах он вошел в число 100 лучших образовательных учреждений СПО Российской Федерации, за что был награжден дипломами и золотыми медалями.