К 240-летию со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана

24 января 2016 года исполняется 240 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822), немецкого писателя, композитора, художника, автора знаменитой сказки «Щелкунчик».

Гофман довольно долго не помышлял о писательском поприще. Обстоятельства вынудили его стать адвокатом, и, хотя он вскоре приобрёл репутацию отличного знатока права, сам Гофман называл свою юридическую службу тюрьмой. «Ах, если бы я мог действовать согласно влечению моей природы, – писал Гофман, – я непременно стал бы композитором». И едва предоставлялась возможность, Гофман с головой уходил в искусство: дирижировал оркестром, сочинял оперу, читал доклады на музыкальные темы, рисовал карикатуры. Серией очерков о композиторе Крейслере началась литературная деятельность Гофмана, которого современники скоро оценили как талантливейшего писателя, одного из самых значительных немецких романтиков. Романтизм связан с Великой французской революцией 1789 года, с идеями этой революции. Романтики возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала этих надежд. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Начался террор, страшная борьба за деньги, войны. Всё это вызвало у романтиков жестокие разочарования.

Для Гофмана невыносима была атмосфера затхлой и пошлой общественной жизни Германии того времени, он задыхался в ней и глубоко страдал оттого, что окружающая его жизнь лишена мечты и поэзии. Гофман ненавидел самодовольных немецких филистеров (обывателей), мечтающих лишь о чинах и деньгах. Этих-то филистеров он и изображал в своих сказках и новеллах, зло их осмеивая и противопоставляя им романтических мечтателей, предпочитающих уйти от реальной жизни в мир фантазии и сказки. В его произведениях всегда есть два мира – мир реальный, повседневный и мир поэтический. Сама реальность нередко приобретала под пером писателя фантастическую окраску, и тогда Гофман становился сатириком, изображая немецких чиновников, обывателей и князей в виде злых карликов и чудовищ.

Писатель отличался экстравагантным поведением и всю жизнь был беден. Тоска одолевала его в «человеческой пустыне», но для людей были написаны его лучшие истории: «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король» и других. В. Г. Белинский не считал сказки Гофмана детскими, но всё же писал: «Нисколько не удивительно, что странный, причудливый и фантастический гений Гофмана ниспустился до сферы детской жизни: в нём самом так много детского, младенческого, простодушного, и никто не был столько, как он, способен говорить с детьми языком поэтическим и доступным для них!»