К 120-летию со дня рождения Федерико Гарсиа Лорки

Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертва.
Федерико Гарсиа Лорка

5 июня 2018 года исполняется 120 лет со дня рождения Федерико Гарсиа Лорки (1898–1936), испанского поэта, драматурга, известного также как музыканта и художника-графика, автора сборников: «Цыганское романсеро», «Поэма о канте хондо», «Поэт в Нью-Йорке», «Марианна Пинеда», «Иерма», «Кровавая свадьба» и других. Никто из испанских литераторов ХХ века так широко и разнообразно не использовал поэтический и музыкальный фольклор своей страны, как это сделал Гарсиа Лорка. Он соединял в своём творчестве книжную и стихийную, народную культуру, писал стихи как песни – для голоса и слуха. Славу Лорке принесла книга «Цыганское романсеро», изданная в 1928 году. Почти все романсы из неё были известны читателям ещё по спискам, которые ходили в стране по рукам, передавались из уст в уста, читались и пелись в самых глухих уголках Испании.

Гарсиа Лорка родился в семье состоятельного арендатора Федерико Гарсиа и Винсенты Лорки, школьной учительницы. Среда, в которой рос мальчик, уходила своими культурными корнями в богатую традициями испанскую провинцию Андалусия, которая с древнейших времён славилась своими легендами, песнями и праздниками. Дед Лорки был любителем-музыкантом, бабушка – превосходной чтицей, а отец отлично играл на гитаре. Такая творческая атмосфера не могла не сказаться на будущем поэте.

С детства Гарсиа Лорку окружала музыка. Среди предков и родственников Федерико было очень много талантливых музыкантов. Его отец по вечерам играл на гитаре, бабушка была прекрасной пианисткой, дядюшка успешно выступал в кафе «Чинитас», а тётушка Исабель стала его первой наставницей в игре на гитаре. Она же давала ему уроки сольфеджио. Сам Федерико был хорошим гитаристом, а в возрасте одиннадцати лет стал заниматься игрой на фортепиано и стал прекрасным пианистом. Несмотря на то, что у Лорки хрипловатый голос, он хорошо пел, особенно народные андалузские песни. Лорка прекрасно исполнял и простые песенки, и сложные музыкальные произведения. Особенно Лорка любил исполнять произведения великого польского композитора Фридерика Шопена. Гарсиа Лорка часто выступал перед публикой, читая стихи и играя на пианино или гитаре. 

В селении Аскероса Лорка посещал частную школу. С переездом семьи в Гранаду он поступает в Школу Святого Сердца Иисусова и занимается музыкой. В 1914 году Лорка поступил на факультет литературы и философии и на факультет права Гранадского университета.

Постепенно Гарсиа Лорка начинает увлекаться поэзией. Он принимает участие в работе гранадского Литературно-художественного центра. Летом 1917 года Лорка вместе с группой студентов путешествует по Испании. Через год он опубликовал свою первую книгу «Впечатления и картины», в которой отразил свои впечатления от поездки.

В 1919 году Гарсиа Лорка перебирается в Мадрид и поселяется в Студенческой резиденции (вольном университете), где живёт до 1929 года. В первый же год жизни в столице Лорка пишет романтическую пьесу-сказку «Колдовство бабочки» (1919). Премьера состоялась 22 марта 1920 года в театре «Эслава», но постановка оказалась неудачной и широкого признания не получила.

В 1921 году вышел первый поэтический сборник Гарсиа Лорки – «Книга стихов», который объединяет в себе произведения разных жанров и ритмов: песни, романсы, строфы с рефренами.

Воспитанный на поэзии Андалусии, Лорка мечтает донести колоритность народного слога до широкого читателя. Вместе с композитором Мануэлем де Фальей в 1922 году он организует фестиваль старинного анадалузского пения канте хондо, на котором выступает с лекцией. Лорка утверждает, что это «самое древнее пение во всей Европе», объединяющее в себе испанский дух и цыганские черты.

В это же время Лорка познакомился с известным испанским художником Сальвадором Дали, и вскоре между ними завязалась дружба. Лорка неоднократно навещал Дали в его доме в местечке Кадакес. Под влиянием художника он начинает заниматься графикой и создаёт серию офортов.

В 1921–1922 годах Лорка работал над «Поэмой о канте хондо» (1923), в которой объединил народные песни в цельное произведение. Героиней поэмы стала цыганка Петенера, которая бродит по миру, находя утешение в песнях.

В 1928 году поэт представляет свету второй шедевр, посвящённый теме андалузских цыган, – «Цыганское романсеро». Здесь Лорка возрождает старинный испанский жанр романса. Создавая пьесы «Мариана Пинеда», «Чудесная башмачница», «Любовь дона Перлимплина», Лорка также прибегает к андалузскому романсу.

В 1929–1930-е годы Лорка жил в США. Результатом стал своеобразный триптих: поэтический сборник «Поэт в Нью-Йорке», который содержит сюрреалистические стихи, драму-исповедь «Публика» и сюрреалистическую пьесу-фантазию «Когда пройдёт пять лет».

В 1931 году Федерацией испанских студентов создаётся передвижной университетский театр «Ла Барака», с целью познакомить крестьянство и жителей отдалённых районов с классикой. Возглавляет его Лорка. Весь 1932 год театр разъезжает по стране и даёт спектакли.

Вершиной творчества Гарсиа Лорки считаются андалузские трагедии. Главное его драматическое произведение – лирическая трилогия «Кровавая свадьба» (1933) – раскрывает типично испанские темы: страсть, супружеская измена и кровавая месть. В драмах «Кровавая свадьба», «Иерма», «Дом Бернарды Альбы» звучит тема трагической судьбы испанской женщины.

Когда в Испании поднялась волна забастовок, Лорка выступил в поддержку шахтёров Андалусии и организовал сбор средств для забастовщиков. Он передаёт им средства, полученные от издания книг и от театральных постановок. Впервые Лорка чётко определяет  свою политическую позицию и выступает как сторонник левых сил. Перед парламентскими выборами он снова ездит по стране и агитирует за коммунистов. Его стихотворения звучат на митингах и печатаются как прокламации.

Победу Народного фронта на выборах Лорка отмечает публикацией сборника «Первые песни». Летом 1936 года он выезжает к родным в Гранаду, а на другой день после приезда узнаёт о начале фашистского мятежа.

Лорка пытается добраться до столицы, но власти держат его под домашним арестом, ему негласно предлагают покинуть страну, но он отвечает отказом. Ровно через месяц, 18 августа 1936 года, Гарсиа Лорка был арестован и на следующий день расстрелян неподалёку от Гранады. Книги Гарсиа Лорки были публично сожжены. Восемнадцать лет, вплоть до 1954 года, они ходили в народе в списках. Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили Марина Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Николай Асеев, Наталья Трауберг, Юнна Мориц и другие.

Лорку всегда волновала тема детства. Он писал статьи о детской поэзии и фольклоре, любил народные колыбельные песни и рассказывал о них публике. В 1927 году вышел поэтический сборник под названием «Песни», в котором целый раздел был посвящён детской поэзии: он так и назывался – «Песни для детей». Лорка ещё в юности сочинил эти весёлые песни в фольклорной манере, отображающие самую суть детской поэзии – беззаботность и чистосердечие.

Стихи, которые писал Лорка для детей, наполнены светлой печалью и нежностью. Кроме стихов для маленьких читателей, в круг детского чтения может входить значительная часть творчества Гарсиа Лорки: ребёнку всегда понятен и лиризм, и яркая поэтическая образность, и фольклор, которым насыщена поэзия Гарсиа Лорки. В 1980 году книга Гарсиа Лорки «Стихи и песни» вышла в издательстве «Детская литература».

Гитара

Начинается
Плач гитары.
Разбивается
Чаша утра.
Начинается
Плач гитары.
О, не жди от неё
Молчанья,
Не проси у неё
Молчанья!
Неустанно
Гитара плачет,
Как вода по каналам – плачет,
Как ветра над снегами – плачет,
Не моли её
О молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскалённый плачет
О прохладной красе камелий,
Так прощается с жизнью птица
Под угрозой змеиного жала.
О гитара,
Бедная жертва
Пяти проворных кинжалов!

Федерико Гарсиа Лорка
перевод Марины Цветаевой

Источники:

Зарубежные детские писатели в России : биобиблиогр. словарь. – М., 2005.

Кто есть кто : Новейший справочник школьника. – М., 2006.

http://www.garcia-lorca.ru/muzikant/pianino-i-gitara.html

https://www.tania-soleil.com/garsia-lorka-v-perevodah-m-tcvetaevoi/