375 лет с начала  похода Василия Пояркова 

Василий Данилович Поярков – русский землепроходец XVII века, «письменный голова». Происходил из служилых людей города Кашина. В своем уникальном плавании он прошел по Зее, Амуру, бурному Охотскому морю, проложив путь русским землепроходцам в богатый и обширный Амурский край.

Основанный в 1632 году на берегу реки Лены, «Якуцкий острожек» занимал выгодное географическое положение и в 1642 году стал административным центром вновь организованного Якутского воеводства. Русские землепроходцы искали новые «землицы» на юге, продвигаясь вверх по притокам Лены – Олёкме и Витиму. Скоро они перевалили водораздельные хребты, и перед ними открылась обширная страна на великой реке Шилкар (Амур), населенная оседлыми даурами, по языку родственными монголам.

За дело освоения земель дауров взялся первый якутский воевода Петр Головин. Он решил отправить в Даурию военную экспедицию. В июле 1643 года Головин послал на Шилкар казаков под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова, выделив судовой инструмент, много парусины, боеприпасов, пищалей, а также медных котлов и тазов, сукна и бисера — для подарков местным жителям.

Поярков по тому времени был образованным человеком. Выходец из северных губерний Европейской России, он дослужился на сибирской службе до должности письменного головы – чиновника для особых поручений при воеводе. К отряду присоединилось полтора десятка добровольцев-промышленников («охочих людей»). В качестве переводчика был выбран Семен Петров Чистой.

Пояркову был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж и роспись дороги своей и волоку, к Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям». Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы люди его отряда не трогали и не обижали местное население.

В состав отряда Пояркова входило 132 человека, оснащенных пищалями, пушкой со 100 ядрами к ней. Поярков вышел из Якутска 15 июля 1643 и за 2 дня на 6 дощаниках спустился по реке Лене до устья Алдана. Затем приходилось плыть против течения, что существенно замедлило продвижение экспедиции. Путь от Алдана до устья реки Учур занял месяц. Движение по Учуру продолжалось десять дней, после чего суда Пояркова свернули на реку Гонам. Судоходство по Гонаму возможно лишь на 200 километров от устья, дальше начинаются пороги. Людям Пояркова приходилось перетаскивать суда на себе, волоком. И это приходилось делать более 40 раз. Путь по реке Гонам занял 5 недель. При этом погибли два дощаника, а с ними часть продовольствия и снаряжения.

С наступлением холодов осенью 1643 года Поярков решил оставить часть людей зимовать возле судов на берегах реки Гонам, а сам налегке с отрядом в 90 человек пошел зимником на нартах через Сутам и Нуям. За 2 недели он миновал Становой хребет и впервые проник в бассейн реки Амур, открыв сначала Мульмугу, а затем, через 2 недели, вышел к реке Зея (Даурская страна). Для охраны судов и остального груза атаман оставил 40 казаков. Весной, по санному пути, они должны были перетащить дощаники через волок в бассейн Зеи и по воде догнать передовой отряд. До обоза с провиантом Поярков рассчитывал добывать хлеб у дауров.

Казаки Пояркова разбили лагерь (острог) и сразу же потребовали от местных земледельческих дауров, чтобы отныне они платили дань русскому царю. А чтобы подкрепить свои слова действием, захватил аманатами (заложниками) несколько знатных людей.

Судя по всему, Поярков был человеком довольно жестким и решительным. Аманатов он посадил на цепь, бил плетьми. Выведал у них все и о Даурии, и о соседних Маньчжурии и Китае. Он решил остаться зимовать на Зее и начал строить острог.

В начале января 1644 года зимовье Пояркова на реке Умлекан было осаждено даурами. Страх перед неведомыми пришельцами отступил, а их малочисленность придавала уверенности осаждавшим. Однако несколько предпринятых ими попыток штурма успеха не принесли: видимо, сказалось превосходство казаков в тактическом мастерстве и вооружении. Тогда дауры взяли поярковцев в кольцо блокады. Казаки стали примешивать к муке кору деревьев, питались кореньями и падалью. Начался мор. Тогда окрестные дауры, которые все это время скрывались в лесах, осмелели и организовали несколько нападений на острог. Но Поярков был умелым военачальником. Напавших дауров перебили. За зиму от ран, голода и болезней погибли почти 50 человек.

Но, наконец, весной 1644 года кольцо осады распалось. Поярков получил возможность продолжить поход. Одну группу он послал назад на Гонам, чтобы поторопить зимовавших казаков, а другую дальше к Амуру на разведку. Столкнувшись с сопротивлением дауров, отряд из 40 казаков отступил обратно к стану Пояркова. 24 мая 1644 года пришли зимовщики с Гонама. Отряд Пояркова достиг 70 человек. Они изготовили новые суда и продолжили сплав по рекам.

По Зее к июню 1644 года казаки Пояркова спустились к реке Амур (которую ошибочно принял за Шилку). Местное население весьма враждебно относилось к землепроходцам, не подпуская их к берегу. Поярков спустился по Амуру до его устья, где решил совершить повторную зимовку. Однако сначала он послал вниз по Амуру на разведку отряд, около 20 казаков, чтобы узнать, как далеко от этих мест до моря.

Отряд плыл по реке три дня, до моря так и не добрался и повернул назад. На обратном пути им пришлось тянуть дощаник против быстрого течения бечевой. И тут на них внезапно напали дючеры. Весь отряд был перебит. Лишь нескольким раненым удалось по берегу добраться до своих и сообщить печальную весть о гибели отряда.

Поярков оказался в сложном положении. Зимовать в окружении враждебных племен было рискованно. Тогда он решает спуститься вниз по Амуру до мест, где кончались владения дауров. После дючеров начинались земли рыболовного народа гольдов, с которыми не было военных столкновений.

Осенью 1644 года Поярков вышел к устью Амура, где жили рыболовы-гиляки. Здесь казаки Пояркова впервые вздохнули спокойно. От них он узнал о населенном волосатыми людьми Сахалине. Гиляцкие «князья» присягнули на подданство России и добровольно дали первый ясак – 12 сороков соболей и шесть собольих шуб.

Поярков и его товарищи построили в устье Амура острог и прожили в нем до весны. В конце мая 1645 года, когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков со своими казаками вышел в Амурский лиман. Перед Поярковым был выбор – плыть ли обратно тем же путем или выйти в море. Второй вариант был куда более приемлемым.

Поярков совершил исторически вполне доказанное 12-недельное (3-месячное) плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря от устья Амура до устья Ульи. Нелегко пришлось речным суденышкам в бурном море. Судам угрожали подводные камни, налетавшие шквалы, лабиринт из Шантарских островов. Осенью 1645 года отряд Пояркова попал в шторм и зазимовал у реи Усльи.

Здесь уже в 1639 году ступала нога «русского человека» Ивана Москвитина, а местные народы платили дань московскому «белому царю». Здесь и встали на третью зимовку поярковцы. Затем через реку Мая казаки Пояркова начали своё возвращение домой.

В Якутск в 1646 году вернулось, по разным данным, 20, 33 или 52 казака из экспедиции Пояркова. Прямые цели похода не были достигнуты, однако российские власти получили ценные сведения о пройденных территориях. Через три года по его маршруту придет туда Ерофей Хабаров, а за ним и другие отряды русских казаков и промысловиков, которые прочно осядут в этих землях и начнут хозяйственное освоение Приамурья. 

Литература:

  1. Вагнер, Б.Б. Первооткрыватели планеты // Б.Б. Вагнер. – М. : Московский лицей, 2004. – 464 с.
  2. Кабузан, В.М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII – начало XX в.) // В.М. Кабузан. – Хабаровск. : Хаб. Кн. Изд., 1973. – 192 с.
  3. Авдеев, В.А. Русские землепроходцы и мореходы: Из истории открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока // В.А. Авдеев, А.А. Измайлов, М.Н. Осипова и др. – М. : Воениздат, 1982. – 80 с.
  4. Алексеев, А. И. Хождение от Байкала до Амура // А.И. Алексеев. – М. : Молодая гвардия, 1976. – 208 с.