К 120-летию со дня рождения Эриха Марии Ремарка

22 июня 2018 года исполняется 120 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898–1970), автора известных романов: «Три товарища», «На западном фронте без перемен», «Возлюби ближнего своего», «Возвращение», «Время жить и время умирать», «Жизнь взаймы», «Триумфальная арка», «Тени в раю».

Первая мировая война, на которую Ремарк попал в 18 лет, оказалась основным впечатлением его жизни на долгие десятилетия. Первый роман писателя «На западном фронте без перемен» (1929) стал мировым бестселлером. Множество критиков назвали эту книгу лучшим произведением про войну за всю историю. Ремарк стал одним из писателей, утвердивших в литературе тему «потерянного поколения» и заостривших внимание на трагедии миллионов людей, переживших две мировые войны.

Ремарк родился в небогатой семье в вестфальском городе Оснабрюке. Его семейные корни были французскими, но в ХIХ веке предки Ремарка переехали в Германию. Отец писателя Питер Франц Ремарк работал переплётчиком, владел небольшой книжной лавкой. Он зарабатывал мало, и семья не имела большого достатка. Эрих Мария рос очень умным, начитанным мальчиком. В классе он был лучшим учеником, а также проявлял недюжинные способности к музыке. Дома у Ремарков было фортепиано, и в детстве шестилетнему Эриху пророчили успешную музыкальную карьеру.

Учёбу в университете города Мюнстера прервала война. Ремарк был призван в армию и ушёл на фронт.

В июне 1917 года Ремарк оказался на Западном фронте, а в июле будущий писатель получил ранение осколком гранаты в шею, правую руку и левую ногу. Остаток войны Эрих Ремарк провел в немецком военном госпитале. В 1918 году пришла трагическая новость из дома: умерла мать Эриха, с которой у него были очень близкие отношения. В память матери Эрих изменил своё второе имя. 

Ещё до окончания войны он пошёл на преподавательские курсы для ветеранов и вскоре устроился на работу в школу. Проработав там год, Ремарк переехал в Берлин, где пытался устроить свою жизнь, найти своё место в обществе. Ремарк работал каменщиком, водителем-испытателем на фирме, которая изготавливала шины, профессиональным автогонщиком, журналистом, перевозил надгробные памятники, играл на органе в часовне, расположенной при клинике для душевнобольных. Работая журналистом, он писал спортивные репортажи для журнала «Спорт в иллюстрациях». Этот разнообразный опыт потом отразился в книгах Ремарка.

В 1919 году, сразу по окончании войны, Ремарк отдал в печать повесть, которая называлась «Женщина с молодыми глазами». Через год последовал роман под названием «Мансарда снов». Уже в этих первых произведениях присутствовала характерная для Ремарка манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком, с остроумно подмеченными деталями. Но в первые послевоенные годы это не было оценено читателями, и романы Ремарка остались незамеченными. В 1925 году писатель получил место редактора в спортивной газете, для которой писал репортажи.

Длительные отношения связывали Ремарка с великой актрисой Марлен Дитрих, с которой он познакомился в Венеции в конце 1930-х годов.

Прославивший Ремарка третий его роман «На западном фронте без перемен» был очень актуальным в послевоенное время и вызывал бурные политические споры. Издательство сначала отвергло книгу, но когда в 1928 году роман всё же был напечатан в берлинской газете, он произвёл фурор. 1,2 миллиона книг было продано лишь за первый год.

В романе от первого лица, как и большинстве произведений Ремарка, рассказывается о войне и её кошмарах. Произведение было во многом автобиографично, так как писатель испытал ужасы войны на себе. Его главный герой Пауль – рядовой немецкой армии, как и автор, призванный служить в молодом возрасте. Автор не копается в душе героя, он просто описывает реалии этого жуткого и противоестественного явления – войны.

Название романа себя оправдывает, перемен в сюжетной линии мало, все дни похожи один на другой. Язык, которым Ремарк это описывает, поражающе прям, прост, точен, даже сух. Автор часто употребляет местоимение «мы», и это было моральным утешением для миллионов читателей, которые, как и главный герой, пройдя войну, потеряли всех своих друзей, но должны были идти дальше, привыкать жить с этим и искать своё место в жизни.

Ремарк хотел показать, подчеркнуть, выделить, что война не нужна людям, она бессмысленна, противоестественна, бесчеловечна, что такое не должно повторяться. Автор передавал трагедию людей, которые вынуждены были воевать, убивать. Людей, чьи идеалы и мир рушились, кому удавалось найти спасение только в чистых человеческих отношениях: в дружбе, любви, верности.

Роман затронул сердца большинства, потому что война коснулась практически каждой семьи. Поэтому роман был переведён почти на все европейские языки. В 1929 году он был впервые издан на русском. В 1930-м книгу экранизировал известный американский режиссёр Льюис Майлстоун.

Ремарк сам признавал, что, хоть и спасся от снарядов, стал представителем поколения, искалеченного войной. Следующий роман «Возвращение» был издан в 1931 году. В нём Ремарк продолжает военную тему, описывая первое время после войны. Опустошение, неопределённость, вопрос «что дальше?». В чём смысл всего, что произошло, через что пришлось пройти? Здесь ещё более явно чувствуется тоска, безысходность людей, истерзанных войной и выброшенных в мир без намёка, подсказки, как жить дальше. Жестокая действительность угнетала, давила, одних заставляла распрощаться с этим миром, других обрекала на мучительные поиски своего предназначения.

Антивоенные книги Ремарка вызвали озлобление нацистов. Писатель подвергался нападкам и клевете, штурмовики срывали показы кинофильмов по роману Ремарка. Когда нацисты пришли к власти, оба романа Ремарка были запрещены, его книги сжигали. В 1938 году Ремарка лишили гражданства. Сначала писатель жил в Швейцарии, а потом в США, где получил гражданство. Он завёл много знакомств в Голливуде, там же встретил свою будущую жену – американскую актрису Полетт Годдар.

После Второй мировой войны писатель снова переехал жить в Швейцарию. Ремарк писал ещё много о войне и о последующих за ней событиях в стране, мире, жизнях людей. Во всех произведениях Ремарк сохраняет присущий ему сдержанный, простой, понятный, остроумный стиль. Он также мастерски создает живые, интересные характеры, сюжеты его книг динамичны и занимательны.

«Три товарища» (1937) – пожалуй, самый трогательный и сентиментальный роман Ремарка. Он затрагивает самые тонкие струны души, не оставляя равнодушным никого. Герои романа – возмужавшие за десять послевоенных лет юноши из предыдущих произведений писателя. Книга рассказывает о Германии во время мирового экономического кризиса, накануне нацизма и новых войн. Но кроме тревоги и отчаяния, в ней говорится о всепоглощающей любви и неистребимой воле к жизни. «Три товарища» – один из самых известных романов Ремарка. Над сценарием экранизации работал другой известный представитель авторов «потерянного поколения» – американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Последующие романы Ремарка рассказывают о жизни во время господства нацистов. Один из них – «Триумфальная арка», написанный в 1946 году, рассказывает об актрисе и враче-беженце из Германии. В 1954 году Ремарк написал роман «Время жить и время умирать», главным героем которого является солдат вермахта, в разгар войны получивший возможность ненадолго вырваться из бессмысленного ужаса войны. В 1958 году Ремарк сыграл одну из главных ролей в экранизации своей книги.

В конце жизни Ремарк переезжает обратно на родину. Книги этого периода посвящены осознанию сделанных ошибок, проникнуты тревогой за хрупкое будущее, исполнены желания предупредить, предостеречь.

В течение долгого времени Ремарк страдал от аневризмы и после долгих месяцев лечения скончался в 1970 году в возрасте 72 лет. Последний роман Ремарка «Тени в раю» увидел свет через год после смерти автора.

Источники:

http://emremarque.ru/biograf3.html

https://yarodom.livejournal.com/1612178.html

Зарубежные писатели : биобиблиогр. словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. Ч. II : М–Я / под ред. Н. П. Михальской. – М., 2003. – С. 252–256.