К 200-летию со дня рождения Павла Ивановича Мельникова-Печерского

6 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Павла Ивановича Мельникова (Андрей Печерский) (1818–1883), русского писателя, историка, этнографа, автора дилогии «В лесах», «На горах», рассказов «Старые годы», «Медвежий угол», исторического произведения «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская». Романы «В лесах»  (1871–1874) и «На горах» (1875–1881) принесли П. И. Мельникову такую популярность, что сам Павел Михайлович Третьяков заказал Ивану Крамскому его портрет для своей галереи. Максим Горький в повести «В людях» назвал роман «В лесах» «славной русской поэмой», а позднее призвал молодых авторов учиться у Мельникова, наряду с Николаем Семёновичем Лесковым, чистоте и богатству языка. Образы и мотивы Мельникова сказались в творчестве Владимира Галактионовича Короленко, их влияние на свои произведения признавал Павел Петрович Бажов, считавший писателя близкой себе натурой. Дилогия Мельникова вдохновила художника Михаила Васильевича Нестерова на создание картин «В лесах», «На горах», «Великий постриг», «За Волгой», «Соловей поёт». Впечатления от романа «В лесах» отразились в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже и деве Февронии».

Псевдоним Андрей Печерский был взят Мельниковым по названию Печерской улицы в Нижнем Новгороде, на которой он жил по соседству с Владимиром Ивановичем Далем, чьё одобрение и дружеские советы нередко помогали Мельникову. Историк по образованию, архивист и этнограф, писатель долгое время служил чиновником особых поручений в Нижегородской губернии, много ездил по Заволжью, подробно изучал историю религиозных сект в России, наблюдал за старообрядцами.

В дилогии «В лесах» и «На горах» представлена панорама жизни различных социальных групп Заволжья середины ХIХ века: крестьян, старообрядцев, священников, рабочих. Писатель привлекает обширный фольклорный материал (сказки, легенды, исторические и лирические песни, плачи, пословицы, поверья). Богатство фактического материала, наблюдательность, меткий и образный язык принесли романам Мельникова-Печерского успех у современников. Для современного же читателя романы Мельникова-Печерского интересны не только в эстетическом, но и в познавательном отношении. Кроме того, они запечатлели горячую любовь писателя к наследию отечественной культуры, которое значимо и ценно по сегодняшний день.

Павел Мельников родился в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Детство провёл в уездном городе Семёнове. Впечатления от родного Заволжья, богатого традициями народной поэзии и быта, оказали решающее влияние на миросозерцание будущего писателя. В 1837 году он окончил словесный факультет Казанского университета со званием кандидата. В студенческие годы увлекался творчеством Пушкина и Гоголя, статьями Белинского. Готовился к научной работе в университете и поездке за границу, но за какую-то провинность (что именно произошло – биографы умалчивают) был выслан в Пермь, где стал преподавателем истории и статистики. В 1839 году Мельников был переведён в Нижний Новгород, где и провёл большую часть жизни.

В Нижнем Новгороде молодой учитель поселился в доме Белокопытовых на Чёрном пруду; в 1841 году дочь хозяев – арзамасских помещиков – Лидия Николаевна Белокопытова, стала женой Павла Ивановича. Она была внучкой губернатора, которого в «Бабушкиных рассказах» Мельников вывел под именем Сергея Михайловича Чурилина. Лидия Николаевна была годом старше супруга и не принесла ему большого приданого. У них было семеро детей, рано умерших, что приписывалось «чахоточному состоянию» матери. 7 августа 1848 года она скончалась в тридцатилетнем возрасте.

С юности Павел Мельников интересовался современным экономическим положением страны и одновременно – её историей. (В 1841 году Мельников получил звание член-корреспондента Археологической комиссии.) Но хотя круг интересов писателя сложился рано, свой путь в литературе он нашёл далеко не сразу. Первые литературные опыты (рассказы, очерки, незаконченный роман «Торин»), появившиеся в печати в начале 1840-х годов, читательского успеха не имели. Тогда Мельников почти на 12 лет оставил литературу и посвятил себя службе, преимущественно по делам старообрядцев и сектантов. Результаты этих наблюдений в 1845–1850 годах публиковались в газете «Нижегородские губернские ведомости», где Мельников редактировал неофициальную часть. Досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему от резко отрицательного до терпимого. После смерти Николая I он одним из первых выступил за веротерпимость. Мельников заявил, что 200-летнее преследование старообрядцев было «совершенно излишне и даже вредно». По его мнению, образованные старообрядцы, носители чистоты и нравственности, но избавившиеся от духа раскола, являются оплотом будущего России.

В 1852 году по настойчивым советам В. И. Даля, Мельников возвращается в литературу с рассказом «Красильниковы», который привлёк внимание читателей и критики. Повести «Старые годы» (1857) и «Бабушкины россказни» (1858) написаны в духе обличительной литературы, характерной для эпохи накануне отмены крепостного права, что сблизило писателя с журналом «Современник».

33-летний вдовец Мельников в 1852 году решил изменить и своё семейное положение. Он сделал предложение 16-летней Елене Андреевне Рубинской, сироте, Когда она ответила согласием, это вызвало ажиотаж в высшем свете; её даже отправили в монастырь на увещевание. 19 сентября 1853 года их обвенчал священник нижегородской Никольской Верхнепосадской церкви Александр Иванович Добролюбов – отец знаменитого критика. От этого брака родились двое сыновей и три дочери.

В 1866 году Мельников, выйдя в отставку, переезжает в Москву и целиком посвящает себя литературному труду, сотрудничает с журналом «Русский вестник» и газетой «Северная пчела». В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов (наиболее известна «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867) и начал своё главное, итоговое произведение – дилогию «В лесах» и «На горах». В 2010 году режиссёр Александр Холмский снял по этим книгам 24-серийный российско-украинский телесериал «В лесах и на горах».

Последние 10 лет Мельников-Печерский прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение Ляхово, где с увлечением занимался садоводством. Заключительные главы дилогии писатель диктовал жене, будучи уже тяжело больным. 1 февраля 1883 года П. И. Мельников скончался. В честь писателя названа в Нижнем Новгороде и общественная библиотека в том же городе.

Источники:Русские писатели : биобиблиогр. словарь. [В 2 ч.]. Ч. 2. М–Я / под ред. П. А. Николаева. – М., 1990.Литература и язык : энциклопедия. – М., 2007. – 584 с. – (Современная иллюстрированная энциклопедия).https://ru.wikipedia.org/wiki/Мельников-Печерский, Павел Иванович