Приамурские ведомости" 11 марта 2015 г.

Любой дом неизбежно стареет, приходят в негодность коммуникации, кровли и, соответственно, рано или поздно все надо  восстанавливать. Когда никакой «косметикой» уже не обойтись, дому приходит пора капитального ремонта. 

Стройная плановая система капитального ремонта многоквартирных домов МКД, проводимая под жестким контролем государства и просуществовавшая десятки лет, в начале 90-х годов канула в лету. Но многоквартирные же дома по всем законом физики и нашего дальневосточного климата продолжали ветшать и «уверенно» идти к неизбежному старению.     

Но так не могло продолжаться бесконечно, угроза среде проживания людей становилась год от года все явственней. На государственном уровне было принято правильное решение о принципиально новом организационно- финансовом механизме проведения капитального ремонта: либо самими собственниками жилых помещений в МКД, либо через некоммерческие организации региональных операторов капитального ремонта. И на очередном заседании общественного совета при министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края как раз обсуждались «живые»  (которых, к слову, сегодня очень и очень много) вопросы организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональный оператор «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» был создан в ноябре 2013 года, функции и полномочия учредителя были возложены на министерство ЖКХ края. Была сформирована и утверждена краевая нормативно-правовая база, набран штат руководителей и специалистов из нескольких десятков человек. Разработана и принята программа капитального ремонта жилья,  в которую  вошли 7904 многоквартирных дома, за исключением аварийных и подлежащих сносу домов, а также жилых строений некоторых других категорий. В итоге сформирована полноценная база (реестр) собственников, через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ) квитанции доставляются собственникам жилых помещений. На специальном счете регионального оператора капремонта сегодня аккумулируется 92 процента средств, собираемых на эти цели собственниками жилых помещений.

На основании заявок муниципальных органов в 2014 году был принят краевой краткосрочный план, в который вошли первоочередные многоквартирные дома. К настоящему времени в ряде районов края выполнен капитальный ремонт 53 многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия развития ЖКХ, краевого и местных бюджетов, а также средств самих собственников.

На 2015 год на территории Хабаровского края программой регионального оператора запланирован капитальный ремонт в 1500 многоквартирных домах, который будет проводиться на основании собранных средств, исходя из минимального размера взносов. Особо отметим, что в нашем крае утвержден один из самых минимальных взносов, а собираемость достаточно высокая. Так, в прошлом году  собрано 116 млн. рублей, в основном это средства собственников МКД Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В нынешнем году планируется собрать не менее  640 млн. рублей.

Понятно, что эти средства явно малы при существующей потребности в капремонте МКД. По предварительным расчетам регионального оператора, в 2015 году необходимо более двух с половиной миллиардов рублей,  дефицит программы ремонтных работ составляет 1,9 миллиарда рублей. Вариантов выхода из складывающейся ситуации существует только два:  увеличение минимального взноса на капитальный ремонт (а также заимствование средств на капремонт между домами), либо поиск заемных средств в кредитных учреждениях.

Министерством ЖКХ края и региональным оператором разработан и находится в стадии утверждения порядок такого заимствования. Поясним его содержание на примере одного многоквартирного дома в Хабаровске. В 2015 году на ремонт только его лифтового хозяйства требуется 13,2 млн. рублей, в то время как даже при условии полной собираемости собственниками будет накоплено всего 560 тыс. рублей. Дополнительные средства, взятые со счетов других домов, должны быть возвращены в течение 12 лет, но в реальности же их полностью возвратят через 29 лет. Как видим, периоды возврата средств будут очень и очень большие.

Но не будем вдаваться в детальные аспекты предлагаемого сегодня региональным оператором механизма возврата заимствованных на капремонт денежных средств. Остановимся лучше на главных требованиях, которые помогут собственникам быстрее пройти требуемый жилому дому капремонт. Первое требование – отсутствие задолженности по уплате собственниками  минимальных взносов, второе – обеспечение собственных собранных средств в размере не менее 70 процентов от стоимости необходимого капитального ремонта МКД. К сказанному также добавим, что при выполнении этих требований собственники жилых помещений в МКД могут претендовать и на муниципальную финансовую поддержку, тем самым приближая время начала капитального ремонта своего многоквартирного дома.

Однако, как было сказано выше, организация капитального ремонта представляет собой многомерную разветвленную систему и решение всех вопросов по его проведению может самым разноплановым. Выступивший на заседании общественного совета министр жилищно-коммунального хозяйства Д.Тюрин акцентировал внимание собравшихся на нескольких существенных моментах. Во-первых, собственники жилых помещений должны иметь полное представление о состоянии своего дома, во-вторых, тщательно и скрупулезно знать – какие виды ремонтных работ (и их очередность) необходимы каждому отдельному МКД, в-третьих, какие конкретные сроки работ будут оптимальными по времени. И, наконец, какова реальная стоимость предстоящих работ, для чего необходимо детально изучать рынок строительных и подрядных работ. Одним словом, собственникам жилых помещений (и в их лице домкомам) придется решать все эти жилищные уравнения со многими неизвестными. 

 Еще один момент, озвученный на общественном совете – государственная поддержка проведения капитального ремонта, прежде всего, за счет бюджета Хабаровского края. Позиция министерства ЖКХ края однозначна – поддержка тех собственников, которые для проведения капремонта своих МКД принимают решение кредитоваться в кредитных учреждениях. Если собственники доверят региональному оператору провести кредитование в коммерческих банках, то процентная ставка может быть компенсироваться из бюджета края. Такой механизм позволит дополнительно привлечь с помощью коммерческих банков необходимые инвестиции в систему капитального ремонта. Одним словом, новый порядок (механизм) капремонта многоквартирных домов представляет собой, без преувеличения, очень сложную систему, но, главное, направленную на реальное достижение нормативного технического состояния наших многоквартирных домов.

В обсуждении вопросов организации и проведения капремонта МКД   прозвучали и другие, не менее интересные подходы. Во-первых, при квалифицированном и качественном обслуживании капремонт можно «отодвинуть» и на более длительный срок. Во-вторых, на рынке жилищно-коммунальных услуг сегодня есть масса инновационных, строительных, кровельных и других технологий, позволяющих кратно или в разы снизить стоимость этих работ. Последнее обстоятельство, в свою очередь, требует от собственников (и самого регионального оператора) вести поиск именно таких технологий и разработок, способных существенно снизить сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Одним словом, капремонт не есть нечто пугающее или ужасающее, стоящее огромных денег, а, наоборот, при грамотной  и умелой его организации наши многоквартирные дома могут быть комфортными для проживания еще очень долгое время.  

Евгений Чадаев – политолог, кандидат исторических наук