Секреты писательского мастерства Николая Дмитриевича Наволочкина

    Чем удивительна истинная литература — для нее нет ни возрастных, ни временных, ни национальных, ни каких-либо других барьеров. Она окрыляет душу, напитывает ее дивными силами и негасимым светом, поднимает чело­века до самых прекрасных высот — пылающих вершин совершенства мира...

   Кажется, уже читаны-перечитаны стихи Николая Дмитриевича На­волочкина тысячу раз, и вроде бы интерес к ним должен чуточку поугаснуть, а восприятие — чуть-чуть поостыть, охолонуть. Нет! Будто бы впер­вые воспринимаешь эти согревающие и обвораживающие душу стихи: «Грамотей», «Чистописание», «Как исправить единицу», «Поищите Федо­та», «Егорка и Трезорка». Литературное творчество Наволочкина, его сти­хи для детей, его проза — это явление в дальневосточной литературе. Одна его повесть-сказка «Каникулы кота Егора» чего стоит!

    Николай Дмитриевич Наволочкин — писатель, солдат России, почет­ный гражданин города Хабаровска. На войне он был радистом, имел бое­вые награды и среди них — орден Красной Звезды. Он написал книжки о Великой Отечественной «Шли радисты», «Жди ракету», исторический ро­ман «Амурские версты», а еще — много повестей, стихотворений и ска­зок для детей: «Жили-были», «Андрейка-путешественник», «Ребята наше­го двора», «Бор-Бос» поднимает паруса», «Знакомые кота Егора», «Полудница Акуля» и другие.

  Знакомясь со стихами Николая Дмитриевича, я всегда задумывался о секретах и характере его литературного творчества и поэтического мастер­ства. А секретов—много. К примеру, один из них. Пишет он про корову или ворону. Сотням миллионов людей знакомы и корова и ворона. И почти все про них известно. Ворона — вещунья, долгожительница, проныра, все ви­дит, везде нос сует, осторожна очень... А корова? Дает молоко, щиплет траву, когда пасется на лугу, жует что-то. Женщины в деревне говорят, что корова жует жвачку. Еще известно, что в Индии и в некоторых других странах коро­ва — священное животное... Все понятно до предела: корова — это корова.

  И вот читаем стихотворение «Про корову», читаем стихотворение о вороне. И перед нами предстают не просто ворона или корова, как суще­ства земные, но открываются тончайшие грани мира, дарованного нам Творцом. Нам открываются мир и жизнь — в своей неугасимой красоте, мудрости, многогранности, вечном движении и новизне. И в итоге ока­зывается, что сто миллионов, миллиард живущих на Земле людей не все знают о корове или вороне. А поэт — знает. И это знание не только обога­щает нас духовно, оно дает нам редчайшие золотые ключики к постиже­нию и пониманию мира и жизни. А маленький читатель с детских лет бу­дет владеть этим волшебным инструментом, который поможет ему видеть чудо жизни.

  Николай Дмитриевич вырос в поселке Николаевка — неподалеку 01 Хабаровска. Там есть студеная горная речка Тунгуска, есть озеро, где цве­тет божественный цветок лотос. Там водятся медведи, кабаны, лисицы и рыси. Там бродит лесной кот, бегают косули, на болотных впадинах во­дятся змееголовы и гнездится на дереве утка-мандаринка. С детства он впитывал живую жизнь неповторимой природы — ее пылающие краски и пленительные запахи, ее шум, перезвоны и переплески, ее пение, жужжа­нье, лепет и стрекот... Из всего, что пережила неравнодушная душа буду­щего писателя, родились стихи, поэмы, рассказы, повести и сказки.

   Писать стихи об известном, писать просто, доступно, задевая душу и оставаясь в сердце читателя, — невероятно трудная задача. Не каждому до­ступно ее решение. Только истинный волшебник слова, человек, блестя­ще владеющий поэтическим мастерством, может поднять литературный труд, литературное произведение до вершин художественного творения. Такое таинство было подвластно Николаю Дмитриевичу Наволочкину.

   Если бы окружающий нас мир состоял только из череды необычных явлений, событий и картин, вполне доступных любому взору, писателю было бы очень просто создавать книжки: сегодня подсмотрел, подслушал одно, завтра — другое, а послезавтра — третье. Сиди себе да записывай, как течет вокруг жизнь. Дело в том, что каждое мгновение мира действи­тельно необычно, но не каждому это доступно для взора, слуха и ума. Не каждый видит или слышит это чудо жизни. Не каждый чувствует его серд­цем и душой. И только особый дар дает человеку возможность видеть по­таенное, а главное — передать увиденное и необычное. Писать просто уда­ется далеко не всем. Помните: «...Вот бегает дворовый мальчик, в салаз­ки Жучку посадив, себя в коня преобразив...» Это Александр Сергеевич Пушкин. А попробуйте написать так же просто... Увы... Прочитайте, с ка­ким блеском у Николая Дмитриевича Наволочкина написано стихотворе­ние «Лесной петух»! Как прелестны сказки «Простые поленья», «Кто кар­кнул?», «Сказка про кочан капусты», «А тяпка пропала»... Это же чудо! Ка­кая живопись, какая поэтическая обыденность!

   С книжками Николая Дмитриевича Наволочкина выросли не десят­ки, а сотни тысяч читателей. Став взрослыми, они читают повести и сказ­ки писателя своим внукам и правнукам.

  Николай Дмитриевич Наволочкин — не просто человек, который по­нимал и любил детей, он писатель и человек, которого понимают и лю­бят дети. И это для писателя большое счастье, самая великая радость: его слово — живет. Живет в душах людей. И свершает огромную созидатель­ную — животворящую работу.

                                    Николай  КАБУШКИН, член Союза писателей России