Деятельность института общественных советов, созданных при органах исполнительной власти нашего края и действующих всего второй год, сегодня уже показывает, что они действительно не стали очередными «потемкинскими деревнями», а наоборот, реально помогают властным структурам не только видеть состояние дел в любой отрасли, но принимать нужные и верные решения для устранения существующих проблем.

Общественный совет при главном контрольном управлении (ГКУ) правительства Хабаровского края на своем очередном заседании обсуждал вопросы, как раз касающихся, без преувеличения, всех и каждого – проблемы управления многоквартирными домами (МКД) и организации общественного контроля за деятельностью обслуживающих организаций.

В выступлении заместителя руководителя госжилнадзора ГКУ Правительства края В.Кашевской прозвучала очень важная мысль, что управление МКД – это новая область общественных отношений в жилищно-коммунальной отрасли. И их значимость выражается в том, что сегодня техническое состояние жилищного фонда во многом определяется качеством настройки управленческих механизмов на уровне конкретного дома и это качество создается самими собственниками жилья в многоквартирном доме, их активностью, способностью к взаимодействию и объединению общих усилий. И хотя Правительство РФ обязало жилищно-коммунальные организации обеспечить собственникам свободный доступ к информации об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности (о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ и тому подобное), тем не менее, существенных изменений еще не происходит.

Анализ поступающих в ГКУ обращений от собственников жилых помещений в МКД позволяет сделать выводы в том, что некоторые управляющие компании самостоятельно принимают все решения и неохотно идут на контакт с собственниками, игнорируя их предложения. А ведь без надлежащего уровня самоорганизации положение разрозненных собственников помещений в многоквартирном доме, как стороны договора управления, заведомо гораздо слабее, чем положение обслуживающей организации. Собственникам помещений в многоквартирном доме, желающим воздействовать на управляющую организацию более эффективно, чем просители, то есть как равноправная сторона договора управления, зачастую приходится действовать  либо через суд, либо собирать сторонников, обеспечивающих большинство голосов на соответствующем собрании или через совет многоквартирного дома (домкомы). Поэтому крайне важной для реализации задач совета МКД является возможность защиты советом МКД интересов собственников помещений в административном порядке с помощью контрольных или правоохранительных органов. И не случайно докладчик констатировал, что фактически созданные советы (за некоторым исключением) либо не осуществляют никакой деятельности, либо используются обслуживающими организациями  в своих интересах. Последнее обстоятельство как раз и не оставляет никаких шансов собственникам жилых помещений в МКД реально создавать комфортные условия для проживания людей. Хотя здравый смысл и законодательство однозначно предусматривают, что решать должен хозяин, то есть собственники МКД, а исполнять решение – обслуживающие организации. 

Создание общественных советов в муниципальных образованиях, может стать площадкой и для объединения советов МКД. Примером такого взаимодействия и эффективной работы является совет председателей домкомов в с. Некрасовка Хабаровского района («Приамурские ведомости» уже писали ранее об этом очень позитивном опыте). В ближайшее время в крае будет создан единый реестр управляющих компаний и управляемых ими домов. Каждый гражданин сможет увидеть номер своего дома и конкретную коммерческую организацию, которая обслуживает его дом, что позволит исключить факты появления так называемых двойных квитанций. При этом собственники смогут оказывать непосредственное влияние на принятие решений органом госжилнадзора по вопросам, связанным с управлением МКД.

Но что представляется особенно важным, на прошедшем заседании было принято принципиальное решение о создании при общественном совете ГКУ рабочей группы по взаимодействию с советами многоквартирных домов. При этом в состав рабочей группы будут включены как сотрудники главного контрольного управления Правительства края, так и представители различных общественных организаций и объединений края, а также председатели советов МКД. Еще один важный момент, озвученный на заседании совета – необходимо инициировать создание общественных советов в муниципальных районах края, на площадке которых организовать объединенные Советы собственников МКД муниципальных образований.

Но любое управление, как известно, требует организации контроля за исполнением законодательства и принятых решений. Главным контрольным управлением края была самостоятельно разработана Концепция реализации общественного контроля в сфере ЖКХ на территории Хабаровского края в 2014 году. В рамках ее реализации был разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта»), определены основные мероприятия, сроки их реализации и ответственные исполнители.

Однако, по словам И.Лаврук, начальника управления делами ГКУ,  назрела настоятельная необходимость изменения подходов к реализации принятого ранее плана мероприятий. В 2015 году предполагается максимально вовлечь общественность в контрольные процессы посредством  возложения на Совет контроля за соблюдением исполнения и реализации  ответственными лицами мероприятий «дорожной карты». Таким образом, общественный совет при ГКУ призван анализировать качество и полноту проделанной работы, оценивать результат и возможный положительный эффект от реализации мероприятий Концепции.

Вывести на масштабный уровень обсуждение проблем, существующих в сфере ЖКХ, позволит также организация и проведение видеоконференции по вопросам ЖКХ и строительства с регионами Дальневосточного федерального округа. Подобного широкого общественного обсуждения в ДФО еще не было и эффект от видеоконференции может превысить все ожидания

Вторым разделом «дорожной карты» главного контрольного управления является жилищное просвещение, роль которого сегодня сложно переоценить. Для этого необходимо создавать в муниципальных образованиях консультационные пункты, призванных быть связующим звеном между собственниками и обслуживающей организацией и снимать излишнюю напряженность в их взаимоотношениях, вносить ясность в решение спорных ситуаций посредством оказания адресной юридической помощи.  «Дорожная карта», к слову, предполагает подключение всех инструментов жилищного просвещения, адресованных не только тем, кто столкнулся с той или иной спорной ситуацией. ГКУ рассчитывает, что привлечение к обучающим семинарам активной молодежи позволит сформировать правовую грамотность в сфере ЖКХ, в том числе и на перспективу. Поэтому в разработке тематик семинаров было предложено учитывать информационные запросы самых различных категорий граждан.

Очень позитивная мысль прозвучала в выступлении представителя дeпутатского корпуса края, смысл которой сводился к тому, что в сфере ЖКХ сегодня очень востребована булгаковская идея о наведении «порядка в головах». Действительно, два момента здесь присутствуют. Во-первых, необходимо навести «порядок в головах» собственников жилых помещений МКД, ибо времена «битья челом» перед обслуживающими организациями после вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса и лицензионного законодательства уже прошли, и советы многоквартирных домов стали полноценными управленческими (и контролирующими – прим.авт.) структурами. И, во-вторых, аналогичный «порядок» требуется и менеджменту обслуживающих организаций, так как сегодня они уже не управляют, а «оказывают услуги по управлению многоквартирными домами» (так в законодательстве – прим.авт.), что, понятно, не одно и тоже. Да и сам термин «управляющая компания» уже становится лингвистическим рудиментом, впрочем, как и сама философия управления в сфере ЖКХ. Она сейчас стала предельно простой – есть хозяин (собственники и в их лице домкомы) и нанятые за его деньги коммерческие структуры, обязанные полностью и качественно выполнять договорные обязательства, чтобы затем   получать законно заработанные деньги. А советы многоквартирных домов, избранные на законных основаниях,  как раз и призваны контролировать  деятельность обслуживающих организаций. Если последние еще могут «договориться» с отдельными председателями, то с десятками тысяч неравнодушных  членов домкомов такое уже не получится. С исполнением функций общественного контроля советы МКД могут прекрасно справиться, общественным советам надо только направить их энергию на обеспечение комфортных условий проживания жителей нашего края. 

Приведенный пример деятельности только одного вышеуказанного общественного совета показывает, что реализация Стратегии модернизации управления Хабаровским краем, начавшейся в феврале 2013 года (и предусматривающая максимально широкое участие общественности в управленческих процессах), краевой целевой программы «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае на 2013-2020 гг.» вкупе с институтами общественного контроля позволяет обеспечить реальное участие гражданского общества как в управлении, так и решении конкретным проблем нашего региона.

Евгений Чадаев – политолог, кандидат исторических наук

a-tsg@mail.ru