К 90-летию со дня рождения Генриха Вениаминовича Сапгира

20 ноября 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения Генриха Вениаминовича Сапгира (1928–1999), детского писателя, поэта, сценариста. Детские стихи Генрих Сапгир писал так, чтобы было интересно самому, чтобы понравилось взрослым, чтобы обрадовались дети. Это доказывает, что написанные им стихи работают 365 дней в году. Каждый день. И даже вечером, и даже ночью… Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на разные буквы алфавита. Сапгир – автор более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за рубежом. Сапгир – замечательный переводчик стихов Овсея Дриза, Алана Александра Милна. Переводы стихов Милна «Мы с Винни-Пухом» добавляют новые краски в наше восприятие забавного медвежонка и его друга Кристофера Робина. Плодотворной была работа Сапгира с замечательным сказочником Геннадием Цыферовым над сценариями к мультфильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Мой зелёный крокодил», «Лягушонок ищет папу».

Родился Генрих Сапгир в 1928 году в г. Бийске, в Алтайском крае. Вскоре после появления на свет маленького Генриха мама вместе с ним уехала в Москву, и вся остальная жизнь его прошла – с отъездами, выездами – в этом городе. Генрих Сапгир очень рано начал читать. «В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трём абонементам: мамы и двух взрослых братьев-студентов. И пусть всё мешалось в моём мозгу, это не мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и домашних».

Писать стихи Генрих начал примерно в 11 лет: во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из детских стихотворений Сапгира. «Ещё в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня вдохновлял Аркадий Гайдар – и я написал несколько тетрадей “Гейка и его команда”; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть “Фауста” – своей пестротой, величием и непонятностью – и я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком – два великана, и это была какая-то вселенская Весна...»

С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами Вагричем Бахчаняном, Игорем Холиным, Вадимом Левиным, Всеволодом Некрасовым, был близок к «лианозовской школе». Первая серьёзная публикация Сапгира – вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959 году переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой вернувшихся с войны литераторов: Давидом Самойловым, Леоном Тоомом, Борисом Слуцким. Генрих Сапгир вспоминал: «…уставя в грудь мою палец, <Слуцкий>произнёс: “Вы, Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей”. И тут же отвёл меня к своему другу Юрию Тимофееву – главному редактору издательства “Детский мир”. С тех пор я пишу для детей».

И после этого к Генриху Сапгиру пришла заслуженная известность. Герои стихотворных сказок поэта – Лошарик, Людоед и Принцесса, смеянцы из страны Хохотании, паровозик из Ромашкова, стали узнаваемыми и любимыми многими детьми нашей страны. В 1960 году в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга – «Забавная азбука» (1963) – создана в традициях азбук Саши Чёрного и Самуила Маршака.

Почти все буквари и азбуки строятся по принципу: на что похожа та или иная буква. «Букварь» Генриха Сапгира – не исключение. Вот – про букву Б:

 

Весёлый толстый клоун
играет на трубе.
На этого пузатого
похожа буква Б.

А вот про букву Ю:
Вся согнулась буква Ю,
держит палочку своЮ,
вот и выглядит такоЮ
старой бабушкой с клюкоЮ.

«Букварь», как и разнообразные азбуки Сапгира, книги совершенно замечательные. В них есть всё, что есть в школьном букваре: стихи, загадки, пословицы. Но ещё есть изумительные словесные игры и рассказы, которые позволяют читателям сделать важные открытия.

«Я видел, как мальчик отрывал мухе крылья. Я сам когда-то оторвал ножки у паука. А потом распевал: “Коси-коси, ножка!” Прошло много лет. Теперь мне стыдно. И делал я жестокое дело. И песенка моя была без смысла.Когда на экране телевизора я вижу картины войны и слышу походные марши, я думаю: “И дело их жестокое. И песни их безо всякого смысла”».

Фантастический мир Сапгира впускает в себя только тех, кто умеет видеть чудеса в окружающих предметах. Часто поэт озадачивает вопросом:

Утром в комнату мою 
Бабочка влетела.
Села на краю стола,
Крылышками покачала,
Усиками повела
И вспорхнула, улетела...
Что сказать она хотела?

А иногда озадачивает ответом:
Пришельцы были на Земле.
Тарелка села на столе.
Пришельцы с виду как салат,
Вот их и съели, говорят.

Он всегда находит новое применение словам, раскрывая их, чтобы мы почувствовали, что скрывает их оболочка, и почему они так действуют порой на людей:

Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: «ЛИ-МОН»
Сразу станет кисло.

Участвовал Сапгир и в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребёнок включается в словесную игру – начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем Сапгир написал несколько стихотворных азбук («Лесная азбука», «Журавлиная книга»), нотную азбуку («Сказка о лесной музыке»), считалки и скороговорки на разные буквы алфавита.

Однако детская литература стала для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не единственной возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на хлеб “взрослым” творчеством». Впервые шумок вокруг имени Сапгира возник, когда появился знаменитый подпольный литературный альманах “Метрополь” (1979). В нём, наряду со стихами Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, были опубликованы стихи Генриха Сапгира и Евгения Рейна. Тогда и Сапгиру и Рейну это сошло с рук – на фоне знаменитостей их имена не были удостоены внимания. Но вместе с тем сборник “Метрополь” ознаменовал собой первую публикацию “взрослых” стихов Сапгира в СССР.

Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-1960-х годов) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы. В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, – например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. Но во взрослую литературу Сапгир вернулся только в конце 1980-х. С 1989 года Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах: «Радуга», «Огонёк», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО».

Генрих Сапгир умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. Он оставил большое литературное наследство, главное в котором – стихи.

Источники:

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-109463.html

http://m.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/252308/bio/?noflex=1

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/sapgip/

http://www.ejwiki.org/wiki

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/sapgip/

http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/158-sapgir-genrikh   http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/sapgirgv.php

http://www.pushkin-vyatka.ru