22 июня – 75 лет со дня начала героической обороны Брестской крепости

Оборона Брестской крепости стала очень важным сражением, в котором советские войска показали свою готовность защищаться до последней капли крови, несмотря на преимущества противника. Оборона Бреста вошла в историю как одна из самых кровавых осад и в то же самое время – как одно из самых великих сражений, показавших все мужество Советской армии. Защитника Брестской крепости были признаны героями войны.

Брест был одним из пограничных гарнизонов на территории СССР, он прикрывал путь к центральной магистрали, ведущей в Минск. Именно поэтому Брест и оказался одним из первых городов, который подвергся атаке напавших гитлеровцев.

На рассвете 22 июня 1941 года крепость, в первую очередь казармы и жилые дома командного состава, были подвергнуты мощному артиллерийскому обстрелу, после чего укрепления были атакованы немецкими штурмовыми отрядами.

Штурм крепости вели батальоны 45-й пехотной дивизии. Немецкое командование надеялось, что внезапность нападения и мощная артиллерийская подготовка дезорганизуют размещенные в крепости войска и сломят их волю к сопротивлению. По расчётам, штурм крепости должен был закончиться к 12 часам дня. Однако германские штабисты просчитались.


Несмотря на неожиданность, значительные потери и гибель большого количества командиров, личный состав гарнизона проявил мужество и неожиданное для немцев упорство. Положение защитников крепости было безнадёжным. Покинуть крепость (по планам, в случае угрозы начала боевых действий войска должны были занять позиции за её пределами) удалось лишь части личного состава, после чего крепость была полностью окружена. Пути отхода были отрезаны, и уже в первые дни войны крепость оказалась в глубоком немецком тылу. Тем не менее, красноармейцы оказывали яростное сопротивление.

Им удалось уничтожить прорвавшиеся в центральную часть крепости (цитадель) отряды и занять оборону в прочных оборонительных казармах, расположенных по периметру цитадели, а также в различных постройках, развалинах, подвалах и казематах, как в цитадели, так и на территории прилегающих укреплений. Оборонявшихся возглавили командиры и политработники, в ряде случаев – принявшие на себя командование рядовые бойцы. В течение 22 июня защитники крепости отразили 8 атак противника. Немецкие войска несли неожиданно высокие потери, поэтому к вечеру все прорвавшиеся на территорию крепости группы были отозваны, за внешними валами была создана блокадная линия, а военные действия начали приобретать характер осады. Утром 23 июня после артобстрела и воздушной бомбардировки противник продолжил попытки штурма. Бои в крепости приняли ожесточённый, затяжной характер, чего немцы никак не ожидали. К вечеру 23 июня их потери составили более 300 человек только убитыми, что почти вдвое превышало потери 45-й пехотной дивизии за всю Польскую кампанию.

В последующие дни защитники крепости продолжали стойко сопротивляться, игнорируя передаваемые через радиоустановки призывы к сдаче в плен и посулы парламентёров. Тем не менее, их силы постепенно таяли.

Немцы подтянули осадную артиллерию. Используя огнемёты, бочки с горючей смесью, мощные заряды взрывчатки, а по некоторым данным – отравляющие или удушающие газы, они постепенно подавляли очаги сопротивления. Оборонявшиеся испытывали нехватку боеприпасов и продовольствия. Водопровод был разрушен, а добраться до воды в обводных каналах было невозможно, так как немцы открывали огонь по каждому, кто появлялся в поле зрения.

Спустя несколько дней защитники крепости приняли решение, что находившиеся среди них женщины и дети должны выйти из крепости и сдаться на милость победителей. Тем не менее, некоторые женщины оставались в крепости до последних дней осады. После 26 июня было совершено несколько попыток массового прорыва из осаждённой крепости, однако пробиться смогли только отдельные малочисленные группы.

К концу июня противнику удалось захватить большую часть крепости, 29 и 30 июня немцы предприняли непрерывный двухсуточный штурм крепости, чередуя атаки с артобстрелами и воздушными бомбардировками с использованием тяжелых авиабомб. Им удалось уничтожить и захватить в плен основные группы оборонявшихся в цитадели и восточном редуте Кобринского укрепления, после чего оборона крепости распалась на ряд отдельных очагов.

Небольшая группа бойцов продолжала сражаться в восточном редуте до 12 июля, и позже – в капонире[1] за внешним валом укрепления. Возглавлявшие группу майор Пётр Михайлович Гаврилов и заместитель политрука Григорий Давыдович Деревянко, будучи тяжело раненными, были захвачены в плен 23 июля.

Общие потери 45-й немецкой пехотной дивизии на 30 июня 1941 года согласно дивизионному рапорту составили 482 убитых, включая 48 офицеров, и свыше 1000 раненых. Согласно этому же рапорту, немецкие войска пленили 7000 тысяч человек, в число которых, по всей видимости, были зачислены все, кто был захвачен в крепости, в том числе гражданские лица и дети. В братской могиле на территории крепости захоронены останки 850 её защитников.

Отдельные защитники крепости, скрываясь в подвалах и казематах укреплений, продолжали свою личную войну вплоть до осени 1941 года, и их борьба овеяна легендами. Противнику не досталось ни одно из знамён воинских частей, сражавшихся в крепости.




[1] Капонир – фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям. Представлял собой сводчатое, присыпанное землёй помещение, устраивавшееся внутри крепостного рва и вооружённое пушками, для обстрела неприятеля в случае штурма.