24 сентября  - 80 лет со времени беспосадочного перелёта

Полины Осипенко, Марины Расковой, Валентины Гризодубовой

по маршруту Москва – Дальний Восток

на самолёте «Родина»

    24 сентября 1938 года самолёт «Родина», управляемый командиром экипажа Валентиной Гризодубовой, пилота Полиной Осипенко и штурманом Мариной Расковой, совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва – посёлок Керби (Дальний Восток). Его протяженность составила 6450 км. В ходе перелёта, который длился 26 часов 29 минут был установлен женский мировой рекорд дальности полёта.

   За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм лётчицам 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.


   Подготовка к полёту была долгой. Девушкам хотелось быстрее начать перелёт, иначе он мог перенестись на следующий год. Лётчицы вылетели из Москвы и практически тут же обнаружили неполадки с радиосвязью. Однако это никого не остановило. Спустя несколько часов полёта случилась новая неприятность: в люк для наблюдений воздушным потоком выдувало карты. Далее полёт проходил без радиосвязи и карт.

   Вслепую, ориентируясь на один только компас, девушки пролетели практически 20 часов. Когда показалось Охотское море, вспыхнула красная лампочка, сигнализируя, что бензина осталось очень мало.      Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна для сидящего впереди штурмана. Самолёт посадили на болото в верховьях таёжной реки Амгуни. Точного места приземления «Родины» никто не знал, и начались его поиски.

   Поиски шли очень долго – около 10 суток, район возможной посадки прочёсывали и с воздуха, и пешком. Вот, что говорил о поисках Михаил Евгеньевич Сахаров, первым обнаруживший самолёт «Родина» в тайге:

   «<…> 3 октября я получил задание осмотреть местность в районе поселка Керби и реки Амгунь. С таким же заданием вслед за мной через 15 минут вылетел лётчик Николай Бурлаков, а еще через полчаса – лётчик А. Романов. <…> После двухчасового поиска заметил на болоте, среди разводий, пятно с непрерывно меняющейся конфигурацией. Снизился к нему с 700 м до 50 м. Им оказался двухмоторный серебристого цвета самолёт с крылом большого размаха. Рядом находилось два человека. Они встряхивали расправленными куполами парашюта, подавая сигналы, благодаря чему и удалось различить их на фоне разводий».

   Так и были найдены две женщины-лётчицы. Но Марина Раскова, выпрыгнувшая из самолёта раньше, приземлилась где-то в другом месте, поэтому ни подруги, ни спасатели не могли её найти. Тем не менее, новость о найденных двух девушках и самолете долетела до Хабаровска.

   Дальше Михаил Сахаров рассказывает следующее: «<…> И тут началась раскрутка лихорадочных «поисков» уже найденного самолёта. Примчался комдив Яков Сорокин, герой гражданской войны и Хасана, грудь в трёх орденах Красного знамени, недоверчиво выслушал меня и говорит: «Сам полечу, доложу правительству и лично товарищу Сталину». <…> Решив лететь к месту посадки «Родины», комдив Сорокин приказал было мне лететь на его ТБ-3 за штурмана. Но я всегда сторонился крикливых и шалых начальников и объяснил комдиву, что уже имею задание от своего начальства. Эта небольшая хитрость меня спасла от верной гибели…»

   4 октября Сахаров снова вылетел к месту падения «Родины» на своем МП-6. Яков Сорокин вылетел на ТБ-3, Александр Брядинский вылетел на «Дугласе» ДС-3. Вылетели они при этом без разрешения вышестоящего начальства. Михаил Сахаров с высоты смотрел на то, как два самолета некоторое время кружили над небольшой долиной, пытаясь найти место посадки «Родины». «Дуглас», явно поглощённый поиском, крылом ударил по хвосту ТБ-3, перешёл в неуправляемую спираль и, рухнув на землю, взорвался. А ТБ-3 Сорокина с разрушившимся хвостом пошёл вверх, стал вертикально, перевернулся на спину и спикировал. За несколько секунд до удара о землю четыре человека, висевшие вниз головой на привязных ремнях, успели выброситься из открытых кабин. Остальные на ТБ-3 погибли, включая комбрига Якова Сорокина.

   12 октября 1938 года из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал женщин в тайге вместе со страшно исхудавшей в тайге Мариной Расковой. Их всех доставили в Комсомольск-на-Амуре, а позже отправили в Хабаровск, где чествовали как героинь.

   Трагедия, произошедшая во время поисков, омрачала всю радость от спасения. Кроме того, правительство приказало забрать с места катастрофы только тела Сорокина и Бряндинского. Остальных погибших нашли лишь в 1968 году. Их останки захоронили в 1969, поставив над ними обелиск.

   Судьба трёх девушек сложилась по-разному. Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Участвовала в Великой Отечественной войне. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов. После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части: здесь она проработала до 1993 года.

   Полина Осипенко прожила очень мало. После знаменательного полета, в мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в тренировке на курсах усовершенствования начальствующего состава.

   Герой Советского Союза Анатолий Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, вылетел вместе с Полиной Осипенко. При загадочных обстоятельствах, в солнечную погоду их самолет врезался в высокий берег Волги в районе Жигулей. Причины случившегося так и не выяснили. В 1939 году, после гибели Полины Осипенко, село Керби, где совершил посадку женский экипаж «Родины», было переименовано в село имени Полины Осипенко.

   Злоключения при перелете и блуждания в тайге не отбили у Марины Расковой охоту заниматься любимым делом. В начале войны лётчица обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков.

   В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования – самолет потерпел крушение в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова.

    В секторе краеведения нашей библиотеки представлена выставка-инсталляция «Девушки и самолёт» в память о беспосадочном перелёте отважной троицы.

Литература:

  1. Вяткин, Л. Трагедии воздушного океана // Л. Вяткин. – М.: Изд. Дом «Прибой», 1990. – 400 с. (Серия «Неведомое, необъяснимое, невероятное»)
  2. Чалая, З. А. Анатолий Серов // З. А. Чалая. – Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1970. – 327 с.
  3. Маркова, Г. И. Взлёт: О Герое Советского Союза // Г. И. Маркова. – М.: Политиздат, 1986. – 112 с., ил. (Герои Советской Родины)
  4. Разумихин А. Поэма о крыльях: Записки авиаторов // А. Разумихин. – М.: Современник, 1988. – 528 с. («Память»)