К 140-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова

27 января 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова (1879–1950), русского писателя, лауреата Государственной премии СССР (1943) за сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Его произведения до сих пор пользуются популярностью у детей и старшего поколения. Пожалуй, немного найдётся людей, которые не видели советский мультфильм «Серебряное копытце» или не читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» и «Дорогое имячко».

Интерес к жизни и быту уральских рабочих возник у писателя ещё в молодые годы, всю жизнь Бажов собирал пословицы, поговорки и предания, связанные с историей Урала. В основе «Малахитовой шкатулки» лежит народное творчество, облеченное в новую плоть, окрашенное писательской индивидуальностью.

Биографы Павла Петровича Бажова поговаривают, что у этого писателя была счастливая судьба. Он прожил долгую и умиротворённую жизнь, насыщенную событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы. На протяжении многих лет Бажов занимался любимым делом – старался сделать быль сказкой. «Колдун уральский бородатый», – сказал о П. П. Бажове поэт Демьян Бедный. Фамилия Бажов происходила от уральского слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов – Колдунков Егорша.

Павел Петрович Бажов родился 27 (15-го по старому стилю) января 1879 года в посёлке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга. Будущий писатель рос и воспитывался в обычной семье. Его отец Пётр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «ё»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в посёлок Полевской. Отец писателя был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле. Он зарабатывал на хлеб тяжёлым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков.

Мать писателя – Августа Стефановна (Осинцева) происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки другие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в тёмное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.

Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятёрками в дневнике. Бажов вспоминал, что сумел получить достойное образование благодаря Пушкину. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьёзно. Позже школьный учитель Бажова рассказывал о своём ученике другу-ветеринару, называл его одарённым ребёнком из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путёвку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование.

Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком. Но денег на дальнейшее образование не хватило. Отец умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.

У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение Николая II от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.

До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров (эсеров), в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал коммунистическое подполье и разрабатывал стратегию на случай поражения. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году писатель вступил в коммунистическую партию Советского Союза.

Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков – каменные дома в несколько этажей. В этих культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края. Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок-сторож Василий Хмелинин по прозвищу Слышко («Стаканчик») обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка. Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.

С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вёл тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников. Поэтому издание возглавил Бажов.

Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина.

32-летний П. П. Бажов предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием. Они родили семерых детей, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней, а сын Бажовых Алексей позже погиб из-за несчастного случая на заводе. Современники вспоминают, что в их доме царили уют и согласие. Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Несмотря на свою занятость, Павел Петрович всегда выделял время на разговоры с детьми.

«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».

Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.

Писатель скончался зимой 1950 года. Могила П. П. Бажова расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.

П. П. Бажов – дед по материнской линии политического деятеля Егора Тимуровича Гайдара (1956–2009), который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара.

Герои сказок П. П. Бажова воплощены в произведениях графики, живописи, скульптуры. Многие сказы вошли в круг детского чтения: «Золотой волос», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Кошачьи уши» и другие. По мотивам творчества писателя были поставлены балет на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева «Сказ о каменном цветке», одноимённая опера Кирилла Владимировича Молчанова. В 1946 году режиссёр Александр Птушко по сценарию Павла Бажова и Иосифа Келлера снял художественный фильм «Каменный цветок». По мотивам повести П. П. Бажова «Зелёная кобылка» снят фильм «Тайна зелёного бора» (1960). В 1976 году вышел художественный фильм «Степанова памятка». Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров». Сняты мультипликационные фильмы «Медной горы хозяйка» (1975), «Подарёнка» (1978, по сказу «Серебряное копытце») и другие.

В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан музей писателя. К его 120-летию, в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.

 

Источники:

https://24smi.org/celebrity/4782-pavel-bazhov.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бажов, Павел Петрович

Писатели нашего детства.100 имен : биогр. словарь в 3 частях. Ч. 1. – М., 1998.