К 100-летию со дня рождения Александра Ароновича Галича

Я выбираю Свободу, –
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю Свободу
Быть просто самим собой.

19 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения  Александра Ароновича Галича (1918–1977), русского поэта, писателя, сценариста, драматурга, певца, композитора. Галич – литературный псевдоним, составленный из букв фамилии, имени и отчества автора. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» (экранизирована в 1970 году), «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой», 1954), «Походный марш» (или «За час до рассвета» 1957), «Пароход зовут „Орлёнок“» (1958), «Много ли человеку надо». Также Галичу принадлежат сценарии фильмов: «Верные друзья» (написан в 1954 году совместно с Константином Фёдоровичем Исаевым), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Государственный преступник» (1964) «Третья молодость»(1965), «Бегущая по волнам» (1967).

Родился Александр Галич в Екатеринославле (ныне – Днепр), в интеллигентной еврейской семье. Его отец – Аркадий Самойлович Гинзбург – был экономистом, мать – Фанни Борисовна Векслер – работала в консерватории. Она была натура артистическая – увлекалась театром, училась музыке, и большинство увлечений Фанни Борисовны передалось затем её детям – Александру и Валерию (последний станет известным кинооператором, снимет фильм «Солдат Иван Бровкин»). Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром – детским врачом; дядя – литературовед Лев Самойлович Гинзбург (1879–1933).

Сразу же после рождения первенца семья Гинзбургов переехала в Севастополь, а в 1923 году – в Москву. Они поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке – в этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». Спустя три года Александр поступил в среднюю школу БОНО-24. Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться творчеством: с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи. В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий.

В школе Александр учился на «отлично» и был всеобщим любимцем: кроме прекрасной игры на рояле, он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. В 14 лет увидела свет его первая поэтическая публикация. После девятого класса Галич почти одновременно поступил в только что созданный Вечерний рабочий литературный университет (ныне – Литературный институт им. А. М. Горького) и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом великого артиста и режиссёра. Литературный институт Галич вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека. В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре», одним из авторов пьесы был Александр Галич. Это был его дебют в драматургии.

Спектакль «Город на заре» был показан всего несколько раз – затем началась война. Галича призвали в армию, но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Тогда Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попал в театр, в котором работал до декабря 1941 года. Потом Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев. Во время войны передвижной театр, в котором играл Галич, колесил по фронтам. Александр выступал сразу в нескольких ипостасях: актёра, драматурга, поэта и композитора. Но затем в театре (который тогда уже базировался в Москве) возник конфликт между его основателями – Арбузовым и Плучеком. На сторону первого встал почти весь коллектив, о чём Плучеку было сообщено в письме. Только Галич сделал на нём приписку, что с этим решением не согласен. Однако Плучек из театра ушёл, и тот вскоре распался.

Первая слава пришла к Галичу как к талантливому драматургу. В Ленинграде состоялась премьера спектакля по его пьесе «Походный марш». Песня из этого спектакля, тоже написанная Галичем («До свиданья, мама, не горюй»), стала чуть ли не всесоюзным шлягером. Позже состоялась еще одна триумфальная премьера творения Галича в содружестве с драматургом Константином Исаевым – комедии «Вас вызывает Таймыр». В 1954 году фильм «Верные друзья», снятый по сценарию Галича (и его постоянного соавтора К. Исаева), занял в прокате 7-е место, собрав 30,9 млн зрителей.

В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя и в Союз кинематографистов. Он становится лауреатом нескольких отечественных и международных премий, в том числе Сталинской и Государственной премии СССР. В театрах ставили спектакли по пьесам Галича, режиссёры снимали фильмы по его сценариям. К примеру, будущий комедиограф Леонид Гайдай начинал свой путь в кино именно с произведений Галича: сначала он снял короткометражку «В степи», а в 1960 году свет увидел фильм «Трижды воскресший», созданный на основе пьесы Галича «Пароход зовут “Орлёнок”».

Но в начале 60-х в Галиче внезапно просыпается бард-сатирик, и на свет одна за другой появляются песни. Он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни, наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Песни, благодаря магнитофонным записям, мгновенно становятся популярными. Хронологически цикл магнитиздатских (записанных самостоятельно, на магнитофон) песен Галича начался «Леночкой», после которой появились и другие его песенные вирши. Среди них «Старательский вальсок», «У лошади была грудная жаба», «Тонечка», «Красный треугольник», «Аве Мария», «Караганда», «Ночной дозор», «Памяти Пастернака», «Баллада о Корчаке», «На сопках Маньчжурии», «Летят утки» и другие. С тех пор творчество Галича стало развиваться как бы в двух руслах: с одной стороны – лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой – пронзительная, гневная печаль в песнях.

Между тем слава Галича-барда продолжает расти. В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии «Бард-68» в новосибирском академгородке. Этот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен самый обширный из залов Дворца физиков под названием «Интеграл», и этот зал был забит до отказа, люди стояли даже в проходах. На передних креслах сидели члены фестивального жюри. Галич начал с песни «Промолчи», которая задала тон всему выступлению («Промолчи – попадёшь в палачи»). Когда же через несколько минут он исполнил песню «Памяти Пастернака», весь зал поднялся со своих мест и некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными аплодисментами. Галич получает приз – серебряную копию пера Пушкина, и почётную грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой было написано: «Мы восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством...» В августе того же года, потрясённый вводом советских войск в Чехословакию, он пишет не менее «крамольную» вещь, чем «Памяти Пастернака», – «Петербургский романс».

В дальнейшем песни Галича становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность. Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; песни Галича распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен, и которые изымались при обысках. Вскоре в Политбюро рассмотрели вопрос об «антисоветских песнях» Галича, и колесо завертелось. Галичу припомнили всё: и его выступление в академгородке, и выход на Западе, в эмигрантском издательстве «Посев», сборника его песен, и многое-многое другое, на что власти до поры до времени закрывали глаза. 29 декабря 1971 года Галича вызвали в секретариат Союза писателей – исключать. В июне 1974 года он вынужден был покинуть Родину.

Оказавшись в эмиграции, Галич много и плодотворно работал. Год Галич жил в Осло, где записал диск «Крик шёпотом». Он вступил в НТС (Народный трудовой союз), с 1975 года работал на радиостанции «Свобода» в Мюнхене, в конце 1976 года руководил секцией культуры в Париже. Выступал в Израиле, США, Западной Европе. Галич написал несколько прекрасных песен, пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с Рафаилом Голдингом он снял 40-минутный фильм «Беженцы XX века».

На Западе у Галича появилось своё дело, которое приносило ему хороший доход, у него была своя аудитория, и мысли о возвращении всё меньше терзали его. Казалось бы, живи и радуйся. Однако судьба отпустила Галичу всего лишь три с половиной года жизни за границей. Финал наступил в декабре 1977 года. 3 декабря Александр Галич дал последний концерт в Венеции, а 15 декабря он умер на руках у жены от удара током.

22 декабря в переполненной русской церкви на рю Дарью прошло отпевание Александра Галича. На нём присутствовали руководители, сотрудники и авторы «Континента», «Русской мысли», «Вестника РСХД», журнала и издательства «Посев», писатели, художники, общественные деятели, друзья и почитатели, многие из которых прибыли из-за границы. Вдова Галича получила большое количество телеграмм, в том числе и из СССР – от известного учёного и диссидента Андрея Дмитриевича Сахарова. Помянули покойного и его коллеги в Советском Союзе. На следующий день после его кончины сразу в двух московских театрах – на Таганке и в «Современнике» – в антрактах были устроены короткие митинги памяти Галича. В Театре сатиры 16 декабря после окончания спектакля был устроен поминальный вечер, на котором стихи Галича читал Александр Ширвиндт.

В конце 80-х годов имя и творчество Александра Галича вновь вернулись на родину. 18 января 1988 года в Доме архитектора состоялся вечер, посвящённый его 70-летию. В том же году был снят документальный фильм «Александр Галич. Изгнание». Летом 1993 года Александру Галичу было возвращено российское гражданство.

Источники:

http://www.famhist.ru/famhist/lungina/0001781a.htm 
ttp://www.jewage.org/wiki/ru/Article:Александр_Галич_(Гинзбург)_-_биография
http://www.bards.ru/person.php