К 215-летию со дня рождения Александра Дюма (отца)

   Дюма – самый замечательный рассказчик из всех,кого я знаю. Какая лёгкость! Какая непринуждённость. И какой он добрый малый!

                                                              Генрих Гейне

   24 июля 2017 года исполняется 215 лет со дня рождения Александра Дюма (отца) (1802–1870), французского писателя, автора знаменитых романов «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» и многих других. Его книги до сих пор живы. Их читают во всех странах и на всех языках мира уже больше 150 лет.

   За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма в период с 1845 по 1855 годы. Писатель работал по 10–14 часов в сутки, ему помогал целый штат секретарей и соавторов. Некоторые произведения, напечатанные за подписью Александра Дюма, создавались романистом совместно с другими литераторами Франции. Его полное собрание сочинений насчитывает 301 том. Благодаря лёгкости и развлекательности произведения Дюма вошли в круг детского и юношеского чтения.

  «Романы Дюма – лучшее лекарство от физической и моральной усталости», – писала известная французская писательница Жорж Санд.

  Дюма был похож на всех своих главных героев разом. Он был отважен, весел и влюбчив, как д’Артаньян; силён, наивен и тщеславен, как Портос; великодушен и благороден, как Атос; щедр, как граф Монте-Кристо (хотя и не так богат). Он был способен прошагать пешком много миль, как Анж Питу: говорить на равных с неаполитанскими и корсиканскими разбойниками; гипнотизировать и лечить людей, как Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, и ещё многое другое…

  Писатель встречался со своими героями сочинений повсюду: в старинных хрониках, мемуарах, документах, хранящихся в архивах, и в самой жизни. Увлекаясь в процессе работы, он иногда забывал, что выдумал, а что было на самом деле. Видевшие Дюма за письменным столом вспоминают, как он смеялся и ссорился со своими героями, словно с живыми людьми.

  Александр Дюма родился 27 июля 1824 года, в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Отец будущего писателя был генералом, сражавшимся в рядах республиканской армии. Дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, а бабушка – его рабыней-негритянкой с острова Гаити.

  Генерал Дюма, будучи убежденным республиканцем, впал в немилость при Наполеоне и вышел в отставку. Он умер в 1806 году, не оставив семье достаточных средств к существованию. Мальчику тогда было четыре года. Писатель унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев. Их жизненная сила, колоссальная энергия, воля, непоколебимость, любовь к приключениям – его наследство.

  Юный Александр Дюма не знал почти ничего. Местный священник научил его читать и писать. Каллиграфия стала для юного Александра страстью: он писал поразительно красиво, ровно, как по линейке. Дюма был силён, как Геркулес, умел превосходно стрелять и фехтовать, был влюблён в театр и верил, что рано или поздно покорит мир, – если не как воин, то как поэт…

  Проучившись несколько лет в местной школе, юный Дюма начинает трудовую жизнь в качестве писца у нотариуса в Виллер-Котре. В 1822 году Дюма переселяется в Париж, где при содействии друзей отца ему удается получить скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского. После трёх лет упорного труда и усиленного чтения Дюма начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов «Современные новеллы» (1825), не отличающимся особыми достоинствами. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра «Одеон» свою первую романтическую драму – «Генрих III и его двор». Пьеса из истории XVI века обличала кровавые преступления французского королевского двора; была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов.

  Июльская революция 1830 года увлекает Дюма. Он примыкает к оппозиции, протестуя против реакционного режима Луи-Филиппа. В 1836 году во Франции начинают выходить общедоступные газеты. Для привлечения широкого круга читателей газеты печатают небольшими отрывками занимательные романы. В газете «Пресса» публикует свои романы и критические статьи и Александр Дюма.

  В 1830-х годах Дюма начинает работу над циклом романов, которые должны были отразить огромный период исторического развития Франции – от Карла VII (1422–1461) до середины XIX века. Первым произведением этого цикла стал роман «Изабелла Баварская», источником для которого послужило исследование Баранта «История герцогов Бургундских». Следующий роман – «Асканио» (1840) – представляет читателю двор французского короля Франциска I. Герой романа – знаменитый скульптор и ювелир итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини.

  Дюма проявляет интерес к России и пишет исторический роман «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» (1840), посвященный жизни декабристов Ивана Александровича Анненкова и его супруги Полины Егоровны Анненковой. Проникнутые чувством сострадания к жертвам царского произвола, «Записки» были запрещены царской цензурой к публикации в России и впервые были напечатаны в русском переводе лишь в 1925 году.

  В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения. Среди них: «Три мушкетёра» (1844) с двумя продолжениями – «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848–1850); «Граф Монте-Кристо» (1844–1845), «Королева Марго», «Шевалье де Мезон-Руж» (1846), «Графиня де Монсоро» (1846), «Две Дианы» (1846), «Сорок пять» (1848).

  В 1850-е годы Дюма пишет ряд исторических романов: «Исаак Лакедем» (1852), «Анж Питу» (1853), «Графиня де Шарки» (1853–1855), «Парижские могикане» (1854–1858).

  Биографы и исследователи творчества Дюма пишут об огромном трудолюбии писателя, его умении работать при любых условиях. «Дюма чрезвычайно гордился быстротой своей работы, – отмечает французский литературовед д'Альмера, – да и имел на то право. И вместе с тем у него совсем не было обычного прилежания, регулярности в работе, свойственной тем чиновникам от литературы, которые каждый день выполняют свою положенную задачу. Бывало так, что он по целым дням не прикасался к перу, а затем, подгоняемый необходимостью, стремясь возместить потерянное время, писал по двенадцати или по пятнадцати часов подряд и даже больше. В одном жилете, летом и зимой, утром и вечером, потный, задыхающийся, дымящий, как вулкан во время извержения, он работал ночь и день на краешке стола, среди шума, без конца прерываемый гостями, никогда не отказывая им в приёме, разговаривая с ними, а затем, когда они уходили, снова принимаясь за начатую страницу, сцену пьесы или главу романа».

  Революция 1848 года по-разному вовлекла в круговорот политических событий многих известных французских писателей. Дюма выставляет свою кандидатуру в депутаты Национального собрания, но проигрывает выборы.

  В 1858–1859 годы Дюма совершает путешествие по России. Пребывание французского писателя в Петербурге вызвало большой интерес российских обывателей. «Весь Петербург в течение июня месяца только и занимался господином Дюма, – писал Иван Иванович Панаев в «Современнике» (1858). – О нём ходили различные толки и анекдоты во всех слоях петербургского общества: ни один разговор не обходился без его имени, его отыскивали на всех гуляньях, на всех публичных сборищах, за него принимали бог знает каких господ. Стоило шутя крикнуть: “Вон Дюма!” – и толпа начинала волноваться и бросалась в ту сторону, на которую вы указывали. Словом, господин Дюма был львом настоящей минуты». Это путешествие по России Дюма описал в семи томах своих книг «В России» и «Кавказ».

   Значительным событием в жизни Дюма стало его знакомство с Джузеппе Гарибальди – героем национально-освободительного движения в Италии, боровшимся против австрийского господства. Дюма сопровождал Гарибальди в его героическом походе в Сицилию (1860) и после свержения неаполитанского короля был некоторое время директором национальных музеев в Неаполе. В 1866 году, во время войны между Пруссией и Австрией, Дюма становится корреспондентом и шлёт с фронта в парижские газеты обзоры военных действий.

  Все биографы отмечают, что последние годы жизни писатель провёл в крайней бедности. От нищеты его спасали дети – дочь-писательница и сын, известный драматург.

  Александр Дюма умер в городке Пюи 6 декабря 1870 года. Смерть его прошла незамеченной, так как совпала с поражением Франции в войне с Пруссией и немецкой оккупацией.

  В Париже на площади генерала Катру, где была квартира Дюма, стоит памятник писателю. Глыбу гранита с одной стороны окружают читатели с книгами в руках, а с другой её охраняет бронзовый красавец-мушкетёр в шляпе с перьями и со шпагой в руке.

  Многие романы Александра Дюма-отца были неоднократно экранизированы в России и за рубежом.

Источник: http://kino-expert.info/people/aleksandr-dyuma-otets.html