К 125-летию со дня рождения

Михаила Афанасьевича Булгакова

  15 мая 2016 года исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940), русского прозаика и драматурга, автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Сегодня мало найдётся людей, которые бы не знали имя Булгакова. Произведения этого замечательного писателя напечатаны миллионными тиражами, переведены на иностранные языки, экранизированы.

  Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в типичной интеллигентной семье. Его отец был известным учёным-богословом в Киевской духовной академии, однако не хотел, чтобы сын пошёл по его стопам. Но мальчик, так или иначе, интересовался делом своего отца, знал его статьи, читал религиозную и другую литературу из огромной домашней библиотеки, что помогло ему стать энциклопедически образованным человеком. Тогда же Михаил начал изучать иностранные языки.

   В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и закончил его, а потом до 1920 года работал врачом. В качестве военного врача он участвовал в Гражданской войне. Сначала его мобилизовали белые и отправили в военный госпиталь во Владикавказ, где он скитался в санитарных поездах и повозках и видел все ужасы войны. Потом Булгаков дезертировал и вернулся в Киев, где ему пришлось пережить постоянную смену властей: белогвардейцев, немцев, петлюровцев, большевиков.

  Первые шаги в литературе Михаил Булгаков сделал ещё в 1916–1917 годах, когда работал врачом в Смоленской губернии, но его настоящая творческая биография начинается с 1919 года, когда он стал публиковаться в местных газетах Грозного и Владикавказа.

  Свои сложные и противоречивые впечатления о смутном революционном времени Булгаков отразил в первом романе – «Белая гвардия», который при жизни автора печатался частями в Риге, а полностью вышел только после его смерти. В 1926 году Булгаков написал на основе этого романа пьесу «Дни Турбиных».

 О гражданской войне Булгаков писал на протяжении практически всех 20-х годов. В своей замечательной по глубине драме «Бег» он показал трагедию вынужденной эмиграции русских офицеров. Всё общество тогда было принято делить на белых и красных, и булгаковский подход многим показался моральным оправданием белого движения. Поэтому пьесу запретили ставить. Она стала идти в театрах через много лет, уже в 60-е годы. Тогда же режиссёры А. Алов и В. Наумов сняли по ней прекрасный фильм.

  В сентябре 1921 года начинающий автор приезжает в Москву с молодой женой, и ему негде и не на что жить. Начинается знаменитый фельетонный период творчества Булгакова. Писатель сотрудничает с редакциями разных газет, пишет не только фельетоны, но и небольшие рассказы, описывает разные случаи и происшествия из московской жизни.

  Первые повести М. Булгакова – «Похождения Чичикова», «Трактат о жилище» и другие – стали своеобразным подготовительным этапом к основным произведениям 20-х годов – «Дьяволиаде», «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу», которые можно назвать философской сатирой. В этих произведениях сквозь горький юмор просвечивает трагическая судьба интеллигенции, которая оказалась не готова принять бюрократию и мещанство того времени.

     В 1929 году критика в адрес произведений Булгакова стала нестерпимой. Со сцены сняли все булгаковские пьесы, его новые вещи, включая пьесу «Мольер», не принимали. Доведённый до отчаяния писатель несколько раз писал И. В. Сталину. После того, как Сталин позвонил Булгакову, писателя приняли на работу во МХАТ режиссёром-ассистентом, и он получил хоть какие-то средства к существованию. Будучи хорошо знакомым с театральной средой, писатель в неоконченном романе «Записки покойника», который после получил название «Театральный роман», отразил в весьма иронической форме нравы, царившие в московской театральной сфере.

   Все последние годы вплоть до самой смерти Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», главной темой которого, как и всего творчества писателя, оставалась тема борьбы добра и зла. Роман неоднократно начинался и переделывался. То, что сейчас мы можем познакомиться с разными этапами работы автора над романом – непреходящая заслуга Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя, его преданного друга и музы. В этом романе, весьма многогранном, одновременно конкретно-сатирическом и философско-фантастическом, автор попытался и высказать своё понимание проблем творчества, и критически взглянуть на московский быт 20-30-х годов, и исполнить гимн великой, всепобеждающей любви.

  Само название «Мастер и Маргарита» появилось в черновиках писателя только в 1937 году, сам же Булгаков чаще всего называл его «романом о дьяволе». Но содержание романа гораздо глубже простого описания того, что случилось в Москве из-за визита «странного незнакомца». Своеобразным стержнем «Мастера и Маргариты» является роман о Понтии Пилате и Иешуа, «роман в романе». «Внешний» и «внутренний» романы объединены общностью героев, авторских идей, представлением, что каждому будет дано по его вере.  М. А. Булгаков верил в великое будущее своего романа. И предвидение его сбылось: миллионы читателей во всём мире не раз и не два обращаются к страницам этого произведения, с которых им являются Воланд со своей свитой, и красавица Маргарита Николаевна, и мастер в чёрной шапочке с шёлковой буквой «М», и жестокий пятый прокурор Иудеи всадник Понтий Пилат.