Иван Андреевич Крылов

К 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова

13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769–1844), русского писателя, баснописца, академика Петербургской академии наук (1841). Он создал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким, метким языком, высмеивающих общественные и человеческие пороки. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. По словам Н. В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа», а сам Крылов с лёгкой руки князя П. А. Вяземского получил прозвище «дедушка русской басни». Баснями Крылова искренне восхищался А. С. Пушкин, их читали и учили наизусть дети и взрослые, аристократы и крестьяне. Басни Крылова переведены на многие языки народов мира, они навсегда вошли в круг детского чтения: «Квартет», «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок», «Мартышка и очки», «Слон и моська» и другие.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Отец Ивана Крылова был крутого нрава, но мать была житейски мудрой и доброй женщиной.

Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану исполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней. Мать была вынуждена зарабатывать на хлеб чтением молитв по покойникам.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование, но от отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Чиновником Иван Крылов был нерадивым: старший канцелярист регулярно бивал его «за пустое и бесполезное занятие» – чтение всевозможных книг. 

Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в Казённую палату.

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу «Кофейница». Это был его, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. В «Кофейнице» Крылов высмеивал суеверия (гадание на кофейной гуще) и грубые нравы провинциальных помещиков.

Несмотря на свои весьма стеснённые средства, гонорар за оперу юный автор решил получить не деньгами, а книгами. Язык Крылова был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных увеселениях. «Благодаря» бедности Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Крылов буквально отказывал себе в куске хлеба, чтобы иметь возможность попасть на раёк (дешёвые места на верхних ярусах зрительного зала), или, как тогда говорили, «в парадиз» театра Книппера. Молодой человек, тянувшийся к искусству, познакомился в театре с некоторыми артистами и с этих пор стал жить интересами театра.

Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературой. Он написал трагедию «Филомела», комическую оперу «Бешеная семья» (обе 1786 года), прозаические комедии о нравах в литературной среде «Сочинитель в прихожей» (1786) и «Проказники» (конец 1787-го или начало 1788 года). Они были опубликованы в издании «Российский Феатр…» (1793–94), но не были поставлены на сцене.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов начинает издавать сатирический журнал «Почта духов», в котором вывел представителей разных социальных групп и профессий, сделав главным объектом своей сатиры неразумное и неправедное устройство современного ему общества. Через 3 года Крылов создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые стихотворения и прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «восточная повесть» «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство. «Санкт-Петербургский Меркурий» прекратил своё существование после вмешательства Екатерины II, разгневанной постоянной «дерзостию» авторов. Императрица лично изволила беседовать с издателями, после чего Крылов решил попутешествовать по России.

Восемь лет И. А. Крылов скитался по провинции: играл в карты, учительствовал, в качестве секретаря жил в доме опального вельможи Голицына… В Брянском уезде Орловской губернии Крылов познакомился с Анной Алексеевной Константиновой, дочерью священника. Он полюбил девушку, которая ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного «рифмоплёта» они отказались.

После этой не слишком весёлой истории Крылов окончательно замкнулся в себе. Современники вспоминали, что он постоянно сторонился людей. Однако печальные скитания по России не лишили Крылова страсти к сочинительству. Ещё в имении Голицына Крылов создал святочную трагедию «Подщипа, или Трумф», которую впоследствии считал лучшей своей пьесой.

В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности. Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встретило эти постановки – ведь в них высмеивалась галломания (увлечение всем французским).

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известные «Слон и моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Также Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где проработал около двадцати лет с 1812-го по 1841 годы. В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-м литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен: на то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка. Но несмотря на это современники Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Однако Крылов так никогда и не женился.

Похоронен Крылов в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В 1855 году в Летнем саду на народные пожертвования был установлен памятник великому баснописцу – первый в Санкт-Петербурге памятник писателю (скульптор – Пётр Карлович Клодт).

Источники:

https://24smi.org/celebrity/1293-ivan-krylov.html

Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т. 16. – М., 2010.

Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 частях. Ч. 2. – М. 1999.