В нашей жизни есть одно особое ощущение, которое описывается ясно и просто: ощущение, что ты делаешь настоящее дело. Любое настоящее дело может быть только живым. Работая с детьми, понимаешь это ясно и отчетливо.

«Устами младенца глаголит истина». В очередной раз я убедилась в этом на одной из встреч с ребятами-первоклассниками. Я спросила их, как они понимают слово «нравственность». На несколько секунд, заметьте — ни минут, секунд — наступила тишина. И вдруг одна девочка подняла руку и сказала: «Это, когда человек нравится». Наверное, сейчас многие улыбнулись… Я тоже тогда улыбнулась, про себя, и решила продолжить разговор.

— А какой человек может нравиться?

— Красивый.

— А красивый — это какой?

— Аккуратный, немного подумав, ответила она.

— А ещё какой?

— Не злой, добрый.

Этот разговор произошел более 10 лет назад. Но я его помню, и буду помнить всегда. Потому, что вот так, в течение нескольких секунд, ребенок вывел свое собственное определение нравственности.

Мир детей глубок и разнообразен. Нам, взрослым, нужно научиться понимать этот мир, а это значит — не просто общаться с ребенком, а слушать и слышать его. Ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. К сожалению,  «живое» общение в молодых семьях уходит на второй план, с рождения ребенку включают мультфильмы, чтобы не плакал. А  с 4 лет детей готовят к взрослой жизни. В семье «поселяются» одни долженствования: «Ты должен!»  Родители и дети отдаляются друг от друга.

Две разные планеты — дети и взрослые. А последние просто не понимают, что делать…Ответ можно найти в детской библиотеке, потому что здесь находится одно  из важнейших средств воздействия на растущего человека — книга.

Литературное образование в дошкольном и младшем школьном возрасте является самым гибким, комфортным и психологически адекватным для развития в ребенке заложенного в нем творческого потенциала, а значит и всех психических процессов. В грамотно построенном цикле занятий с художественным текстом в центре внимания должен быть не ребенок, не воспитательные задачи, а художественный текст.

Сила воздействия художественной литературы уникальна и обусловлена тем, что в отличие от других искусств она  не дает готовых картин и образов, а требует читательского воссоздания, созданного писателем, что в свою очередь мобилизует все духовные силы человека и дает огромную энергию для развития его интеллекта и нравственности. «Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя» (Рубакин Н.)

Как сделать так, чтобы застывшие звуки сказок, стихотворений, рассказов «оживали» перед ребенком? Ответ один: нужно  воспитать в ребенке творческого читателя — ввести в мир художественной литературы, развивая способность эстетического восприятия художественных произведений. А родителям — помочь открыть для себя детскую литературу, чтобы понять собственного ребенка, сблизиться с ним в процессе семейного чтения. Я предлагаю начать со сказки мудрой и человечной.

Антуан де Сент Экзюпери умел сочетать в себе взрослое и детское восприятие жизни. Незадолго до своей гибели написал одну небольшую, совсем непохожую на другие сказку «Маленький принц» и сам проиллюстрировал ее. Считаю, что для родителей нет лучшей книги, прочитав которую взрослые начинают лучше понимать ребенка и воспринимать его как личность.

«Как важно быть услышанным» — на эту тему размышляли дети и родители, собравшись в ХКДБ им. Н.Д.Наволочкина на открытие выставки-инсталляции по книге «Маленький принц». Лаконична и пронзительна эта композиция: «На песчаном бархане жаркой пустыни — одинокая фигурка Маленького принца. Он задумчив и полон ожиданий. А вокруг бурлит жизнь: светит солнце, сияют звезды, вращаются планеты… Как понять, что главное в жизни? Рядом мудрый Лис, он не станет поучать, а просто услышит и направит. И ты поймешь, что нельзя жить без любви и дружбы. Что людям нужна Красота и Доброта так же, как вода из Чистого родника». Вся композиция говорит о том, что эта сказка сблизит детей и взрослых, потому что она учит видеть сердцем. Взрослея, мы нарабатываем ненужный слой правил, стереотипов, привычек. Мы перестаем видеть слонов в удавах — мы видим только шляпы. Торопимся. Спешим. Не успеваем любить и дружить, находя время на серьезные, «взрослые» дела. День за днем. Год за годом…

Именно к этим выводам пришли родители, участвующие в диалоге-размышлении «Как важно быть услышанным».

Все семьи разные, но в каждой родители одновременно и сценаристы, и режиссеры жизни ребенка. А он — актер. Плохой или хороший — зависит только лишь от спектакля, поставленного родителями. Часто постановки бывают неудачны. Ребенок в них — то кумир, то Золушка, то принцесса на горошине… А ведь рожден он Маленьким Принцем. Каждый ребенок талантлив и самобытен, сравнивать его нужно не с другим, а только с ним самим, стараться признать и, главное, понять его логику. Поможет это сделать только содружество, соучастие и сотворчество с ребенком, где посредником между взрослым и ребенком является  книга.

Мир детей глубок и разнообразен. И если мы хотим, чтобы они поделились с нами своими эмоциями: радостью ли, переживанием ли — давайте будем с ними общаться: обсуждать, спорить, делиться мнениями. Только живой диалог откроет нам дверь в их мир.

Так, Хабаровская краевая детская библиотека имени Н.Д. Наволочкина 2 раза в месяц, по воскресеньям, проводит Семейный день в библиотеке «Развивающее воскресенье». В этот день родители вместе с детьми дошкольного возраста (от 1 до 7 лет) приходят в библиотеку для общения, громких чтений художественной литературы, совместных занятий в игровой форме с обязательным применением ручного труда.

Темы занятий разнообразны (флора и фауна, краеведение, география, история, традиции и культура разных стран, социальные отношения и др.) и выстроены по принципу усложнения. После каждого занятия оформляется выставка совместных творческих работ, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей. Для закрепления знаний по каждой теме родителям предлагается соответствующая художественная, энциклопедическая, методическая литература. После каждого занятия проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей по психолого-педагогическим вопросам (развитие у детей речи, памяти, творчества; преодоление страхов, неуверенности в себе; развитие нравственных качеств личности  и многое другое).

Дорогие родители! Общайтесь со своими детьми, читайте им, играйте с ними, а двери детской библиотеки для вас всегда открыты!

Заведующая отделом обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина — Зенкина Наталья Михайловна.