К 85-летию со дня начала экспедиции «Челюскина»

Почти сразу после Октябрьской революции начались первые советские плавания по Северному морскому пути. На побережье Ледовитого океана стали одна за другой возникать полярные радиометеорологические станции. В Ленинграде был создан институт по изучению Севера, в Москве – Главсевморпути (Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме (правительстве) СССР во главе с членом-корреспондентом Академии наук СССР  Отто Юльевичем Шмидтом). Была поставлена задача «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

Летом 1932 года впервые без зимовки была преодолена ледовая трасса. Это совершила экспедиция О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командой капитана Владимира Ивановича Воронина. Было решено повторить плавание на следующий год, чтобы переубедить тех, кто не верил в реальность освоения трассы.

Авторитетная комиссия посчитала выбранный для этой экспедиции пароход «Челюскин» непригодным для ледового плавания. Тем не менее, летом 1933 года «Челюскин» вышел в арктический поход, имея на борту свыше ста человек, среди которых были и пожилые, и больные люди, и даже двое маленьких детей.

16 июля (по другим данным – 14 июля) 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Безайса и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

В Дании 27 июля капитан Безайс передал командование полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. До Мурманска Воронин вступил временным капитаном «Челюскина».

2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. По совпадению, в этом же районе годом раньше случилась авария с пароходом «Александр Сибиряков». «Челюскин» вместе с экипажем дрейфовал в течение почти пяти месяцев.

4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек – завхоз Б. Г. Могилевич – погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил известный политик Валериан Владимирович Куйбышев. Было принято решение эвакуировать лагерь с помощью авиации. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю лётчики Василий Молоков, Николай Каманин и Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консолидейтед флейстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе» вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140–160 км от места ледовой стоянки. Члены экипажа «Челюскина» лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки. Так были спасены 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

В последние дни пребывания на льдине О. Ю. Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Остальные челюскинцы отправились на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» с Чукотки (бухта Провидения, 21 мая 1934 года) на Камчатку (28 мая), далее во Владивосток (7–9 июня), а оттуда, на специальном литерном поезде (специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности) в Хабаровск (10 июня) и до Москвы.

19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград.

Лётчики, участвовавшие в спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Это звание получил также лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта ему не довелось снять ни одного челюскинца со льдины. А. В. Ляпидевский первым удостоился награждения медалью «Золотая Звезда». Также, в числе других спасателей, лётчики были награждены высшей наградой СССР – орденом Ленина. За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены и двое американских бортмехаников – Клайд Армстед и Уильям Левери. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды (103 человека, включая погибшего Б. Г. Могилевича).

В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.

Источники:

Энциклопедия для детей : Т. 3 (География). – М., 1994.

Сайт "Российская символика"  стр. "Полярная экспедиция на "Челюскине" и спасение челюскинцев (1933 - 1934)"

Свободная энциклопедия стр. "Челюскин (параход)"